4. Объем, структура и содержание дисциплины.
4.1. Объем дисциплины
составляет __4___ зачетные единицы, ___144___
академических часа.
4.2. Структура дисциплины.
№
п/п
|
Разделы и
темы
дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды
учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в
часах)
|
Самостоятельная работа
|
Формы
текущего контроля успеваемости (по неделям
семестра)
Форма
промежуточной аттестации (по семестрам)
|
|||
Лекции
|
Практ. зан.
|
Лабор.
З.
|
Контроль
самост. раб.
|
||||||
|
Модуль 1.
Сущность курса и разновидности существования языка
|
||||||||
1
|
Тема 1. Сущность дисциплины «Русский язык и культура
речи».
|
1
|
1
|
1
|
2
|
|
|
2
|
Повторение изученного материала, письменный опрос,
дискуссия
|
2
|
Тема 2. Речевое взаимодействие
|
1
|
2
|
1
|
2
|
|
|
2
|
Презентация, устный опрос, тестирование, деловая
игра
|
3
|
Тема 3. Разновидности существования языка
|
1
|
3
|
2
|
2
|
|
|
4
|
Интерактивная форма общения, составление диалогов,
индивидуальный опрос, творческая работа
|
4
|
Тема 4. Литературный язык
|
1
|
4
|
1
|
2
|
|
1
|
5
|
Работа над текстом, проверка домашнего задания,
творческая работа
|
5
|
Тема 5. Разговорная речь
|
1
|
5
|
1
|
2
|
|
1
|
5
|
Мастер-класс, диспут, проверка домашнего задания
|
|
Итого по модулю 1
|
|
|
6
|
10
|
|
2
|
18
|
Тестирование
|
|
Модуль 2. Функциональные
стили и языковые нормы
|
||||||||
1
|
Тема 6. Функциональные стили русского языка. Научный
и официально-деловой стили
|
1
|
6
|
1
|
2
|
|
1
|
3
|
Реферат, тестирование, работа над текстами различных
стилей
|
2
|
Тема 7. Художественный и публицистический стили
|
1
|
6
|
1
|
2
|
|
|
3
|
Творческая работа, пресс-конференция, презентация,
работа над текстом
|
3
|
Тема 8. Языковая норма. Орфоэпические нормы
|
1
|
8
|
2
|
2
|
|
1
|
4
|
Презентация, индивидуальный опрос, проверка домашнего
задания
|
4
|
Тема 9. Лексические нормы
|
1
|
9
|
1
|
2
|
|
|
4
|
Тренинг, творческая работа, письменный опрос
|
5
|
Тема 10. Грамматические нормы
|
1
|
10
|
1
|
2
|
|
|
4
|
Рефераты, выполнение упражнений, работа над минимумами
|
|
Итого по
модулю 2
|
|
|
6
|
10
|
|
2
|
18
|
Тестирование
|
|
Модуль 3.
Ораторское искусство
|
||||||||
1
|
Тема
11. Понятие ораторского искусства
|
1
|
11
|
1
|
2
|
|
|
3
|
Презентация, индивидуальный опрос, тестирование
|
2
|
Тема 12. История риторики
|
1
|
12
|
1
|
2
|
|
|
4
|
Реферат, проверка домашнего задания, выполнение
упражнений
|
3
|
Тема 13. Роды и виды красноречия
|
1
|
13
|
1
|
2
|
|
|
3
|
Мастер-класс, интерактивное общение, индивидуальное выступление
|
4
|
Тема 14. Социально-бытовое красноречие
|
1
|
14
|
1
|
2
|
|
1
|
4
|
Дискуссия, проверка домашнего задания,
|
5
|
Тема
15. Этапы работы над речью
|
1
|
15
|
2
|
2
|
|
1
|
4
|
Риторический
Тренинг, индивидуальный опрос, мастер-класс
|
|
Итого по модулю 3
|
|
|
6
|
10
|
|
2
|
18
|
Тестирование
|
|
Модуль 4.
Подготовка к экзамену.
|
|
|
|
|
|
|
36
|
Устный опрос, тестирование
|
|
ИТОГО:
|
|
|
18
|
30
|
|
6
|
54
|
Экзамен
|
4.3. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
Модуль 1. Сущность курса и разновидности существования
языка
Лекции – 6
ч.
Тема
1. Сущность дисциплины «Русский язык и
культура речи»
Введение. Предмет, цели и задачи курса.
Социально-психологические основы культуры речи. Качества речи. Компоненты культуры речи: нормативный, коммуникативный,
этический. Происхождение и современное состояние русского языка. Основные
направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Тема
2. Речевое взаимодействие
Речевое
общение. Основные единицы общения. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевое
взаимодействие. Дискурс. Организация вербального взаимодействия. Эффективность
речевой коммуникации. Доказательность и убедительность речи. Основные виды
аргументов.
Тема
3. Разновидности существования языка
Разновидности
(формы) существования языка. Русский
национальный язык и его разновидности (пласты). Взаимодействие между
разновидностями русского национального языка. Жаргонизмы, арготизмы, сленг,
табу. Пуризмы. Варваризмы. Диалектизмы. Просторечные слова.
Тема
4. Литературный язык
Современный русский литературный язык и его особенности. Письменная и
устная формы речи. Разновидности устной речи. Графика. Кодифицированная речь.
Тема
5. Разговорная речь
Условия
функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Особенности разговорной речи. Внеязыковая
ситуация. Речевой этикет. Жанры речевого этикета. Факторы, определяющие
формирование и использование речевого этикета. Национальная специфика речевого
этикета. Обращения на «Вы» и на «ты» в русском и родном языках. Приветствие,
знакомство, поздравление, приглашение, расставание, соболезнование, сочувствие,
утешение, благодарность. Замечания, предупреждения, советы, рекомендации,
высказывания предложений, просьбы. Согласие, разрешение, отказ. Комплимент.
Невербальные средства общения. Мимика. Жесты. Классификация жестов. Эмоциональные,
изобразительные, символические и другие жесты. Интонация. Интонационные
конструкции. Пауза. Классификация пауз.
Практические
занятия – 10 ч.
Тема 1. Сущность дисциплины «Русский язык и
культура речи»
(практическое
занятие)
Вопросы:
1. Что такое русский язык?
2. Что такое культура речи?
3. Назовите основные качества культуры
речи.
4. Назовите основные компоненты культуры
речи
Литература
Ваджибов М.Д. Русский язык
и культура речи: учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей. –
Изд. 2-е, перераб. и доп. – Махачкала, 2015. – 218 с.
Введенская
Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.
Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005.
Голуб
И.Б. Русский язык и культура речи:
Учебное пособие. – М.: Логос, 2001.
Культура русской речи: Учебник для вузов
/ Под ред. проф. Л.К. Граудиной и
проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Норма,
2002. – 560 с.
Тема
2. Речевое взаимодействие
(семинарское занятие)
Вопросы:
1.Опишите
основные единицы речевого общения.
2.Как происходит организация вербального
взаимодействия?
3.От чего зависит эффективность речевой коммуникации?
Литература
Ваджибов М.Д. Русский язык
и культура речи: учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей. –
Изд. 2-е, перераб. и доп. – Махачкала, 2015. – 218 с.
Введенская
Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.
Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005.
Русский язык и культура речи:
Учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский,
А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.
Черняк. – М.: Высшая школа; С.-Пб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена,
2005. – 509 с.
Русский язык и культура речи. Учебник / Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2002.
– 413 с.
Тема
3. Разновидности существования языка
(практическое
занятие + семинар)
Вопросы:
1.Что такое национальный язык?
2.Дайте характеристику разновидностям существования
языка.
3.Назовите особенности жаргонной речи.
4. Чем арго отличается от жаргона?
5. Что такое просторечие?
7. Дайте особенности диалекта
Литература
Ваджибов М.Д. Русский язык
и культура речи: учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей. –
Изд. 2-е, перераб. и доп. – Махачкала, 2015. – 218 с.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г.,
Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура
речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Голуб И.Б. Русский язык и культура
речи: Учебное пособие. – М.: Логос,
2001.
Культура русской речи: Учебник для вузов
/ Под ред. проф. Л.К. Граудиной и
проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Норма,
2002. – 560 с.
Тема
4. Литературный язык
(практическое
занятие)
Вопросы:
1. Что такое
литературный язык?
2. В каких формах
существует литературный язык?
3. Дайте
особенности устной речи.
4. Назовите
основные особенности письменной речи.
5. Что такое
кодификация?
Литература
Ваджибов М.Д. Русский язык
и культура речи: учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей. –
Изд. 2-е, перераб. и доп. – Махачкала, 2015. – 218 с.
Введенская
Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.
Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005.
Русский язык и культура речи:
Учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский,
А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.
Черняк. – М.: Высшая школа; С.-Пб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена,
2005. – 509 с.
Русский язык и культура речи. Учебник / Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2002. –
413 с.
Тема
5. Разговорная речь
(семинар)
Вопросы:
1.Что такое разговорная речь?
2.Каковы особенности разговорной речи?
3.Что такое речевой этикет?
Литература
Ваджибов М.Д. Русский язык
и культура речи: учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей. –
Изд. 2-е, перераб. и доп. – Махачкала, 2015. – 218 с.
Введенская
Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.
Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005.
Русский язык и культура речи:
Учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский,
А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.
Черняк. – М.: Высшая школа; С.-Пб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена,
2005. – 509 с.
Русский язык и культура речи. Учебник / Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2002. –
413 с.
Модуль 2. Функциональные стили и языковые нормы
Лекции – 6 ч
Тема 6.
Функциональные стили русского языка.
Научный и
официально-деловой стили
Стилистика. История вопроса.
Классификация стилей по М.В. Ломоносову,
А.Х. Востокову и М.В. Панову. Функциональная стилистика. Классификация функциональных
стилей. Взаимодействие функциональных стилей.
Книжные стили. Особенности
разговорно-обиходного стиля. Разговорная речь в системе функциональных
разновидностей русского литературного языка.
Характеристика и особенности научного стиля. Основное
назначение стиля. Специфика использования элементов различных языковых уровней
в научной сфере. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Разновидности:
статья, тезисы, доклад, реферат, рецензия, очерк и др.
Официально-деловой стиль и сфера его функционирования,
жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации
языка служебных документов. Интернациональные свойства русской
официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык
и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических
документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой
этикет в документе. Разновидности официально-делового стиля. Функции и языковые
особенности (орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические).
Образцы деловых бумаг и требования к ним. Документ и его функции. Юридическая
сила документа. Виды документов. Реквизит и формуляр документа. Комплекс
реквизитов. Схема расположения реквизитов. Классификация документов (по степени
стандартизации, по содержанию и назначению, по фактору доступности, по срокам
исполнения и др.). Внутренняя и внешняя
деловые переписки. Служебная документация. Официальное письмо. Оригинал и
копия.
Тема 7.
Художественный и публицистический стили
Стиль
художественной литературы и его особенности. Разновидности художественного
стиля.
Характеристика
и особенности публицистического стиля (лексика, словообразование, морфология,
синтаксис). Речевые стандарты, клише, штампы. Основные функции. Жанры:
информационные, аналитические, художественно-публицистические. Жанровая
дифференциация и отбор языковых средств.
Тема 8.
Языковая норма. Орфоэпические нормы
История вопроса. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании
литературного языка. Критерии нормы. Степени
нормативности. Изменения норм. Норма и вариант. Норма и речевая ошибка. Причины
сокращения вариантов. Классификация норм. Императивные и диспозитивные нормы.
Гласные. Сильная и слабые позиции. Редукция. Нормы ударения. Особенности
и функции ударения. Согласные. Сонорные и шумные, звонкие и глухие, твердые и
мягкие звуки. Ассимиляция. Диссимиляция. Выпадение звуков.
Тема
9. Лексические нормы
Причины нарушения лексических норм. Тавтология. Плеоназм. Контаминация.
Слова-паразиты. Точность словоупотребления. Современные тенденции в
словоупотреблении. Синонимы и антонимы. Работа со словарями.
Прямое и переносное значения слова. Омонимия и смежные с ней явления:
омофоны, омоформы. Паронимия. Фразеология.
Тема 10. Грамматические нормы
Колебания
форм в морфологии. Колебание в падежной системе. Число существительных. Род
аббревиатур, неологизмов и несклоняемых иноязычных слов. Склонение сложных
слов. Согласование и управление.
Употребление ряда предлогов.
Практические
занятия – 10 ч.
Тема 6.
Функциональные стили русского языка.
Научный и
официально-деловой стили
(практическое занятие + семинар)
Вопросы:
1.Что
такое функциональный стиль?
2.Чем разговорно-обиходный
стиль отличается от книжных стилей?
3. Каковы особенности и функции
научного стиля?
4.Назовите
разновидности научного стиля.
5.Чем
научный стиль отличается от других книжных стилей?
6.Что такое ОДС?
7.Дайте особенности ОДС.
8.Назовите разновидности
ОДС.
Литература
Ваджибов М.Д. Русский язык
и культура речи: учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей. –
Изд. 2-е, перераб. и доп. – Махачкала, 2015. – 218 с.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г.,
Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура
речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Голуб И.Б. Русский язык и культура
речи: Учебное пособие. – М.: Логос,
2001.
Русский язык и
культура речи: Учебник для вузов / А.И.
Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа; С.-Пб.: Издательство РГПУ им. А.И.
Герцена, 2005. – 509 с.
Русский язык и культура речи. Учебник / Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2002. –
413 с.
Тема 7.
Художественный и публицистический стили
(практическое занятие)
Вопросы:
1. Что такое художественный
стиль?
2. Назовите основные
особенности художественного стиля.
3. Назовите особенности
публицистического стиля.
4. Каковы основные функции
публицистического стиля?
5.Охарактеризуйте жанры
публицистического стиля.
Литература
Ваджибов М.Д. Русский язык
и культура речи: учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей. –
Изд. 2-е, перераб. и доп. – Махачкала, 2015. – 218 с.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г.,
Кашаева Е.Ю. Русский
язык и культура речи. Экзаменационные ответы. Для студентов вузов. – 4-е изд. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 284 с.
Голуб
И.Б. Русский язык и культура речи:
Учебное пособие. – М.: Логос, 2001.
Русский язык и культура речи. Учебник / Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2002. –
413 с.
Тема 8.
Языковая норма. Орфоэпические нормы
(практическое занятие)
Вопросы:
1.
Что такое языковая норма?
2.Дайте классификацию норм.
3. Что такое императивная
норма?
4. Дайте примеры
диспозитивной нормы.
5.Дайте классификации
гласных и согласных звуков.
6.Что
такое редукция?
7.Что такое ударение?
8.Каковы особенности русского
ударения?
9.Какие
ассимилятивные процессы характерны для русских согласных?
Литература
Ваджибов М.Д. Русский язык
и культура речи: учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей. –
Изд. 2-е, перераб. и доп. – Махачкала, 2015. – 218 с.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г.,
Кашаева Е.Ю. Русский
язык и культура речи. Экзаменационные ответы. Для студентов вузов. – 4-е изд. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 284 с.
Голуб
И.Б. Русский язык и культура речи:
Учебное пособие. – М.: Логос, 2001.
Ипполитова
Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под
ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2007. –
344 с.
Русский язык и культура речи. Учебник / Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2002. –
413 с.
Тема
9. Лексические нормы
(практическое занятие)
Вопросы:
1.
Каковы причины нарушения лексических норм?
2.
От чего зависит точность словоупотребления?
3.
Как отличить тавтологию от плеоназма?
4.
Что такое прямое значение слова?
5.
Как различать прямое и переносное значения слова?
6.
Что такое омонимия?
7.Что
такое фразеология?
Литература
Ваджибов М.Д. Русский язык
и культура речи: учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей. –
Изд. 2-е, перераб. и доп. – Махачкала, 2015. – 218 с.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы.
Для студентов вузов. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 284 с.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для
студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Academia, 2002. – 272 с.
Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа; С.-Пб.:
Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 509 с.
Тема
10. Грамматические нормы
(практическое занятие)
Вопросы:
1.Дайте
классификацию грамматических норм.
2.Как определяют род аббревиатур и несклоняемых
иноязычных неологизмов?
3.Почему в языке возникают грамматические колебания?
Литература
Ваджибов М.Д. Русский
язык и культура речи: учебное пособие для бакалавров гуманитарных
специальностей. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Махачкала, 2015. – 218 с.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы.
Для студентов вузов. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 284 с.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для
студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Academia, 2002. – 272 с.
Русский язык и культура речи. Учебник / Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2002. –
413 с.
Модуль 3.
Ораторское искусство
Лекции – 6 ч
Тема 11.
Понятие ораторского искусства
Что
такое ораторское искусство. Особенности устной публичной речи. Разновидности
риторики. Оратор и его аудитория.
Тема 12.
История риторики
Зарождение риторики. Коракс
и Горгий о риторике. Платон и Сократ о риторике. Политические речи Демосфена.
Риторика Аристотеля. Риторика в Древнем
Риме. М.Т. Цицерон и М.Ф. Квинтилиан. Риторика
Востока и Закавказья. Риторика в
Средние века и в эпохи Возрождения и
Просвещения. Иоанн Златоуст. Фома Аквинский. Гомилетика. Европейская
риторика Нового времени. Кризис в
европейской риторике. Неориторика.
Древнерусская риторика. Первые книги по риторике. Макарий, М. Усачев,
Ф. Прокопович. Красноречие М.В. Ломоносова. Риторики М.М. Сперанского,
И.С. Рижского. Русская риторика XIX века. Риторики А.Ф. Мерзлякова, К.П.
Зеленецкого. Общая и частная «реторики» Н.Ф. Кошанского. Кризис в русской риторике. Русское судебное красноречие. Русская риторика XX века. Современная
риторика в России.
Тема 13. Роды и
виды красноречия
Академическое
красноречие (вузовская лекция,
научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная
лекция). Духовное красноречие (проповедь, официальная речь). Гомилетика. Социально-политическое красноречие
(митинговые, парламентские, агитаторские и другие речи). Судебное красноречие (прокурорская и адвокатская речи).
Тема 14. Социально-бытовое
красноречие
Социально-бытовое красноречие
(юбилейная речь, приветственная речь, застольная речь, тост, анекдот, бытовая
речь, надгробная речь, придворное красноречие).
Тема
15. Этапы работы над речью
Подготовка речи: выбор темы, цель
речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы
поиска материала и виды вспомогательных материалов. Расположение материала. Композиция.
Составные части композиции. План. Разновидности планов. Элокуция. Словесное
оформление речи. Запоминание речи. Разновидности репетиции. Произнесение речи.
Техника речи.
Практические
занятия
– 10 ч.
Тема 11.
Понятие ораторского искусства
(семинар)
Вопросы:
1.
Что такое ораторское искусство?
2.
С какими дисциплинами риторика тесно связана?
3.
Назовите особенности риторики
4.
Какие функции выполняет риторика?
5.
Риторика – это искусство или наука?
Литература
Ваджибов М.Д.
Риторика: Учебное пособие для
бакалавров гуманитарных специальностей. – 2-е изд., перераб. и доп. -
Махачкала, 2014. – 262 с.
Александров
Д.Н. Риторика: Учебное
пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 624 с.
Кузнецов И.Н.
Современная риторика. Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко., 2006. –
572 с.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для
студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Academia, 2002. – 272 с.
Тема 12.
История риторики
(семинар)
Вопросы:
1. Где и почему зародилась
риторика?
2.
Какой след в риторике оставил Демосфен?
3.
Каковы особенности римской риторики?
4.
Назовите особенности риторики эпохи Ренессанса.
5.
Что такое неориторика?
6.
С какими дисциплинами связана теория аргументации?
Литература
Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. Учебное пособие.
М.: Академия, 1998. – 416 с.
Ваджибов М.Д. Риторика: Учебное пособие для бакалавров гуманитарных
специальностей. – 2-е изд., перераб. и доп. - Махачкала, 2014. – 262 с.
Кузнецов И.Н.
Современная риторика. Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко., 2006. –
572 с.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для
студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Academia, 2002. – 272 с.
Тема 13. Роды и
виды красноречия
(семинар + практическое занятие)
Вопросы:
1.
Что такое род красноречия?
2.
Чем род красноречия отличается от вида красноречия?
3.Каковы современные
классификации красноречий?
4.Дайте характеристики
основных родов красноречия.
Литература
Ваджибов М.Д. Риторика: Учебное пособие для бакалавров гуманитарных
специальностей. – 2-е изд., перераб. и доп. - Махачкала, 2014. – 262 с.
Введенская
Л.А., Павлова Л.Г. Культура и
искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 576 с.
Кузнецов И.Н.
Современная риторика. Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко., 2006. –
572 с.
Львов
М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное
пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Academia, 2002. – 272 с.
Тема 14.
Социально-бытовое красноречие
(практическое занятие + семинар)
Вопросы:
1. Назовите разновидности социально-бытового
красноречия.
2. Что такое тост?
3. Что такое притча?
4. Что такое анекдот?
5. Каковы особенности хвалебной речи?
Литература
Ваджибов М.Д. Риторика: Учебное пособие для бакалавров гуманитарных
специальностей. – 2-е изд., перераб. и доп. - Махачкала, 2014. – 262 с.
Введенская
Л.А., Павлова Л.Г. Культура и
искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 576 с.
Кузнецов И.Н.
Современная риторика. Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко., 2006. –
572 с.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для
студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Academia, 2002. – 272 с.
Тема
15. Этапы работы над речью
(практическое занятие + семинар)
Вопросы:
1.Перечислите этапы работы над речью.
2.Какие этапы входят в предкоммуникативную, коммуникативную
и посткоммуникативную фазы?
3. Какова классификация средств речевой деятельности?
4. На что обращает внимание оратор в
посткоммуникативном этапе?
5. Что такое троп?
6. Что такое фигура?
7. Чем метафора отличается от сравнения?
Литература
Ваджибов М.Д. Риторика: Учебное пособие для бакалавров гуманитарных
специальностей. – 2-е изд., перераб. и доп. - Махачкала, 2014. – 262 с.
Введенская
Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.
Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2005.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для
студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Academia, 2002. – 272 с.
Михайличенко Н.А. Риторика. Учебное пособие для учащихся
гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М.: Новая школа, 1994. – 96 с.
Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл.: Учебник для
общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., с измен. – М.: Дрофа, 2001. – 496
с.
Хазагеров
Т.Г., Ширина Л.С. Общая
риторика. Курс лекций. Словарь риторических приемов / Отв. ред. Е.Н. Ширяев. –
2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 320 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий