III. РЕЧЕВОЕ
ОБЩЕНИЕ
В современной науке об общении
существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это
объясняется полисистемностью и многогранностью явления. Проблемами общения
занимаются представители разных наук - философы, психологи, лингвисты,
социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции
своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно
формулирует определение. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный
характер.
Общение и коммуникация в нашей речи –
это фактически одно и то же. Коммуникация (лат. communicatio, communico - делаю
общим, связываю, общаюсь) - общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и т.д.
- специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой
деятельности.
Человеческое общение, по данным
исследователей, на две трети состоит из речевого.
Под речевой деятельностью понимается
речь как процесс. Особенность речевой деятельности заключается в том, что она
всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и
взаимообусловленный компонент.
Речевая деятельность носит социальный
характер, т.к. для ее осуществления требуется коллектив. В процессе речевого
взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знание, память.
помимо говорящего и слушающего, необходимы предмет речи, знание о языке и само
высказывание.
Высказывание оказывается центром
коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все остальные
составляющие речевой деятельности.
Исследователи выделяют и описывают
основные единицы общения - речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.
Под речевым событием понимается
протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Дискурсом (от франц. discours
- речь) называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими -
прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст,
взятый в событийном аспекте.
Дискурс - это различные виды речевой
практики: бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т. е.
речь, «погруженная в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое сопровождение
речи (мимику и жесты).
Речевое событие, как следует из его
определения, включает два основных компонента:
1) словесную речь (то, что говорится,
сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.), т.е.
дискурс;
2) условия, обстановку, в которой
происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые
существенно влияют на речевое событие (речевая ситуацию). Таким образом,
речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая
ситуация».
Речевая ситуация, т. е. ситуация,
составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную
роль в речевом общении. Следует иметь в виду, что высказывание делается в
определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников -
это говорящий и слушающий. Соответственно к основным составляющим речевой
ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания.
Речевая ситуация помогает понять смысл
сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например,
категории времени, местоименных слов типа я,
ты, этот, сейчас, здесь, там, вот и др. Она позволяет также правильно
интерпретировать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба,
совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими
событиями и т.д.
Различают канонические и неканонические
речевые ситуации.
Каноническими считаются ситуации, когда
время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени
слушающего), т. е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и
том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают
общим полем зрения); когда адресат - конкретное лицо и т.д.
Неканонические ситуации характеризуются
следующими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения высказывания, может
не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма);
высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления)
и т.д.
В русском языке есть глаголы обдумывать,
продумывать, рассуждать, соображать. Все они называют действие, характерное для
начального этапа любой деятельности, в том числе и речевой. В результате
обдумывания, рассуждений рождается внутренний план высказывания. Это первый
этап речевой деятельности.
На втором этапе происходит порождение,
структурирование высказывания. Из памяти извлекаются нужные слова, по
синтаксическим моделям строятся предложения.
Третий этап - самый ответственный, т.к.
начинается говорение. Субъект речевого действия творит звучащую речь, использует
вербальные средства общения. Речь, высказывание - продукт речевой деятельности,
ее порождение. По речи можно определить психологическое состояние говорящего
(речь взволнованная, искренняя, льстивая, грубая, ласковая), ее целевое
назначение (речь убеждающая, информационная, агитационная), ее коммуникативную
значимость (речь содержательная, бессмысленная, пустая, глубокая, осмысленная),
отношение говорящего к собеседнику (речь презрительная, ироническая, хвалебная,
угрожающая).
У адресата на первом этапе речевой
деятельности, этапе прогнозирования, рождается внутренний план высказывания
(возможные реплики, ответы, вопросы, уточнения, возражения).
На втором этапе адресат воспринимает
речь. Восприятие речи состоит из декодирования сказанного субъектом, понимания
содержания и оценки полученной информации.
Третий этап - реагирование. Оно может
быть выражено вербально. Адресат подхватывает разговор и высказывает свое
понимание. В таком случае адресат становится субъектом (субъект и адресат
меняются ролями). Оно может быть передано мимикой, жестом (выражение на лице
удивления, заинтересованности, предельного внимания; кивок головы в знак
согласия, при несогласии качание головой влево, вправо; пожимание плечами как
выражение сомнения и др.). Оно может быть выражено поведением адресата (адресатов)
(аплодисменты как одобрение, благодарность, топанье ногами, свист как
неодобрение, демонстративный уход из зала и др.). Реакция на речь служит ее
оценкой. Обратная связь - очень важный компонент любого вида общения. Так
происходит речевое взаимодействие.
Речевое взаимодействие – это говорение,
порождение речи субъектом, восприятие речи адресатом, ее расшифровка
(декодирование), понимание содержания, оценка полученной информации и
реагирование (вербально, мимикой, жестами, поведением и т.д.).
Известны следующие организационные принципы
речевой коммуникации:
- последовательности,
- предпочитаемой структуры,
- коооперации,
- вежливости.
Принцип последовательности предполагает
релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, т. е. ожидание реплики
соответствующего типа. Если первая реплика вопрос, вторая - ответ; приветствие
сопровождается приветствием, просьба - принятием или отклонением и т.д. Данный
принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.
Другой принцип - принцип предпочитаемой
структуры- характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и
отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи, согласие обычно
выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же формулируется
пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой.
Пауза служит своего рода индикатором
нежелательных отклоняющих ответов. Она позволяет говорящему своевременно
дополнить инициирующую реплику усиливающими доводами.
Основу речевой коммуникации, как считает
Г.П. Грайс, составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров
к сотрудничеству. В работе «Логика и речевое общение» он выделили конкретные
постулаты, соблюдение которых соответствует выполнению указанного им принципа.
Эти постулаты он делит на четыре категории - количества, качества, отношения и способа.
Категорию количества Г.П. Грайс связывает
с тем количеством информации, которое требуется передать. К этой категории
относятся следующие постулаты:
1. Твое высказывание должно содержать не
меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога).
2. Твое высказывание не должно содержать
больше информации, чем требуется.
К категории качества Т.П. Грайс относит
общий постулат «Старайся, чтобы высказывание было истинным», а также два более
конкретных:
1. Не говори того, что ты считаешь
ложным.
2. Не говори того, для чего у тебя нет
достаточных оснований.
С категорией отношения, по мнению
ученого, связан единственный постулат релевантности - Не отклоняйся от темы.
Категория способа касается того, как следует
говорить. К ней относится общий постулат - Выражайся ясно и несколько частных:
1. Избегай непонятных выражений.
2. Избегай неоднозначности.
3. Будь краток (избегай ненужного
многословия).
4. Будь организован.
Дж.Н. Лич описал еще один ведущий
принцип коммуникации - принцип вежливости, представляющий собой совокупность
ряда максим:
1 . Максима такта. Это максима границ
личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную
дистанцию между участниками. Следует соблюдать правило: «Делать коммуникативную
цель собеседника предметом обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель
эта им открыто обозначена». Не следует затрагивать тем, потенциально опасных
(частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.).
2. Максима великодушия. Это максима
необременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе
коммуникативного акта. Например, предположение должно быть сформулировано таким
образом, чтобы его можно было отложить, не следует связывать партнера обещанием
или клят- вой. Хороший коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для
участников общения.
3. Максима одобрения. Это максима позитивности
в оценке других («Не судите, да не судимы будете», «Не осуждай других»).
Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодействие, определяется не только
позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по
отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции. Если оценка мира (позитивная
или негативная) не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет
реализацию собственной коммуникативной стратегии.
4. Максима скромности. Эта максима
неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развертывания
коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная
самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут
отрицательно повлиять на установление контакта.
5. Максима согласия. Это максима
неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения
более серьезной задачи, а именно - сохранения предмета взаимодействия, «снятие
конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.
6. Максима симпатии. Это максима
благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного
предметного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным.
Определенную проблему представляет так называемый безучастный контакт, когда собеседники,
не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к
другу. Максима доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное
развитие речевой ситуации с намечающимся конфликтом.
Принцип кооперации Грайса и принцип вежливости
Лича составляют основу так называемого коммуникативного кодекса,
представляющего собой «сложную систему принципов, регулирующих речевое
поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде
категорий и критериев».
Базовые категории, формирующие
коммуникативный кодекс, - это коммуникативная (речевая) цель и коммуникативное
(речевое) намерение.
Важнейшими критериями в составе
коммуникативного кодекса признаются критерий истинности (верность действительности)
и критерий искренности (верность себе). При рассмотрении коммуникативного
кодекса, анализе возможностей его использования в практике речевого общения следует
иметь в виду, что сформулированные максимы не имеют абсолютного значения, ни
одна из максим сама по себе не обеспечивает успешного взаимодействия
собеседников, более того, соблюдение одной максимы может привести к нарушению
другой и т.п. Критики теории речевых актов обращают внимание на оторванность
предложенных схем речевого общения от реальных социальных условий, неучтенность
многих параметров их возможного употребления и т.д. Однако нельзя не признать,
что применение описанных принципов позволяет более успешно организовать речевое
общение, повысить его эффективность.
Под эффективной речевой коммуникацией
понимается достижение адекватного смыслового восприятия и адекватной
интерпретации передаваемого сообщения. Правильная интерпретация считается
состоявшейся, если реципиент трактует основную идею текста в соответствии с
замыслом коммуникатора. Если реципиент усвоил, для какой цели порожден данный
текст, что именно хотел сказать его автор с помощью всех использованных
средств, можно утверждать, что он интерпретировал текст адекватно. Неадекватное
понимание устного и письменного сообщения у отправителя и получателя может привести
к серьезным ошибкам во время выработки и принятия решения, стать причиной
нежелательных конфликтов.
Речевое общение во многом формируется
неязыковыми факторами и конструирует внеязыковые сущности: отношения, действия,
состояния, эмоции, знания, убеждения и т.д. Поэтому и успешность речевого
общения, и неудачи далеко не всегда зависят от выбора говорящими языковых форм.
Важным является создание позитивного
коммуникативного климата. Этому спосовствуют не только принципы кооперации и
вежливости, но и ряд психологических принципов:
- равной безопасности;
- децентрической направленности;
- адекватности того, что воспринято,
тому, что сказано.
Принцип равной безопасности,
предполагающий непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном
обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные выпады против реципиента,
унижение чувства собственного достоинства партнера. Ярлыки, грубые слова и выражения,
обидные реплики, оскорбления, презрительный и насмешливый тон могут вывести
человека из состояния равновесия, нанести ему моральную травму и даже
физический ущерб здоровью, а значит, помешать восприятию и пониманию
информации. Конечно, каждый участник диалога имеет право защищать и отстаивать
свою точку зрения, не соглашаться с высказываниями оппонента, показывать и
доказывать ошибочность его позиции, но он обязан с уважением относиться к
личности собеседника.
Принцип децентрической направленности,
означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во
взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников
коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоцентрических
интересов. Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы.
Децентрическая направленность, в отличие
от эгоцентрической, характеризуется умением анализировать ситуацию или проблему
с точки зрения другого человека, исходя не из собственных интересов, а из
интересов дела. Отмечается, что это довольно часто нарушаемый принцип. Нередко
люди, руководствуясь самыми различными мотивами, в пылу эмоций забывают о самом
предмете обсуждения.
Принцип адекватности того, что
воспринято, тому, что сказано, т. е. непричинение ущерба сказанному путем намеренного
искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента,
передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в разговоре.
Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию.
Обозначим и основные факторы,
способствующие установлению благоприятного климата речевого общения:
- признание не на словах, а на деле
плюрализма мнений, наличия многообразия точек зрения на различные проблемы
современной жизни, что является необходимой предпосылкой демократического
решения вопросов;
- предоставление каждому возможности
осуществить свое право высказать собственную точку зрения;
- предоставление равных возможностей в
получении необходимой информации для обоснования своей позиции;
- осознание того, что необходимость
конструктивного диалога диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся
ситуацией, связана с решением жизненно важных проблем для той к другой стороны;
- определение общей платформы для
дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, стремление найти в высказываниях
партнера и его поведении то, что объединяет с ним, а не разъединяет, поиск
общих точек соприкосновения.
Несоблюдение этих условий, игнорирование
названных принципов превращают конструктивный диалог в деструктивный,
препятствуют организации эффективной речевой коммуникации.
Главная причина появления деструктивных
элементов в процессе общения - стереотипно-догматическое мышление, нетерпимость
к чужому мнению. Основанием деструктивнос-ти могут стать и личностные
особенности его участников: эгоизм, амбициозность, уверенность в собственной
непогрешимости, категоричность суждений, неспособность идти на компромисс,
поступиться собственными интересами, а также отсутствие здравого смысла,
непонимание реальных процессов, происходящих в обществе. Необходимым условием эффективной
речевой коммуникации является умение слушать.
Это умение важно не только для
реципиента, но и для коммуникатора, так как диалогический характер общения признается
наиболее эффективным и предпочтительным. Все люди, обладающие нормальным
слухом, слышат друг друга, разговаривают, общаются. Однако слышать и слушать -
не совсем одно и то же. Слышать означает физически воспринимать звук, а слушать
- это не просто направлять слух на что-либо, а сосредоточиться на
воспринимаемом, понимать значение принимаемых звуков. Большинство людей, по
мнению ученых, плохо умеют слушать слова других, особенно если они не задевают
их реальных интересов. Исследования показывают, что умением выслушать
собеседника сосредоточенно и выдержанно, вникнуть в сущность того, что
говорится, обладают не более 10 % людей, а руководители слушают с 25-процентной
эффективностью.
Нетрудно заметить, что когда мы мысленно
не соглашаемся с говорящим, то, как правило, прекращаем слушать и ждем своей
очереди высказаться, подбираем доводы и аргументы, готовим достойный ответ. А
когда начинаем спорить, то увлекаемся обоснованием своей точки зрения и тоже не
слышим собеседника, который вынужден подчас прерывать нас фразой: «Да
выслушайте же вы меня, наконец!». Между тем умение слушать - это необходимое
условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существующих с
ним разногласий, залог успешного ведения переговоров, беседы, существенный
элемент культуры делового общения. Давайте рассмотрим, что такое слушание с
психологической точки зрения, каковы его основные принципы и какие приемы так
называемого хорошего слушания необходимо усвоить каждому. Слушание представляет
собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Это
возможность сосредоточиться на речи партнера, способность выделить из его
сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, умение понять своего
собеседника. Это психологическая готовность к контакту с другим человеком. Как
говорят психологи, слушание - это тяжелый труд, но и ценнейший дар, которым
можно одарить другого.
Манера слушать, или так называемый стиль
слушания, во многом зависит от личности собеседников, от характера и интересов
слушателей, от пола, возраста, служебного положения участников общения.
Например, подчиненные, как правило, более внимательны и сосредоточенны в
разговоре с «начальством», нежели наоборот, они далеко не всегда решаются прервать
своего оппонента. Психологи установили также существенные различия в поведении
мужчин и женщин. Они считают, что в разговоре мужчина перебивает женщину почти
в 2 раза чаще. Примерно одну треть времени разговора женщина собирается с
мыслями, пытается восстановить ход прерванного разговора. Мужчины чаще
сосредоточиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют
самому процессу общения. Мужчины любят слушать самих себя. Они склонны слишком
быстро давать готовые ответы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая
ему вопросов.
Различают два вида слушания. Один из них
называется нерефлексивным. Он состоит в умении внимательно молчать, не
вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. На первый взгляд такое
слушание кажется пассивным, но оно требует значительного физического и
психологического напряжения.
Нерефлексивное слушание обычно
используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников глубоко
взволнован, желает высказать свое мнение по поводу того или иного события,
хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает трудности в выражении своих
проблем. Однако такое слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно
принять за знак согласия. Нерефлексивное слушание порой ошибочно истолковывают
как принятие позиции оппонента. Поэтому намного честнее сразу прервать
собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать
недоразумений. Кроме того, следует иметь в виду, что некоторые собеседники не
имеют достаточного желания высказывать собственное мнение, другие, напротив,
ждут активной поддержки, одобрения своим словам.
В указанных случаях рекомендуют
применять другой вид слушания - рефлексивный. Суть его заключается в активном
вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и
чувства, в создании благоприятных условий для общения, в обеспечении
правильного и точного понимания собеседниками друг друга. Важно уметь выбрать
вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения. Необходимое условие
эффективного слушания - зрительный контакт между собеседниками. Приходилось ли
вам анализировать, куда вы смотрите во время разговора, в какую сторону
направлен взгляд других участников обсуждения? Нормы русского этикета требуют,
чтобы говорящие смотрели друг на друга, причем не «пустыми глазами», а
внимательно и заинтересованно. Если у собеседника «бегают глаза», создается
впечатление, что он говорит неправду, если отводит глаза, кажется, что он
неискренен, что-то утаивает и т.п. Можно сказать, что глаза слушателя
показывают температуру разговора. А вот в японском этикете правила слушания
несколько иные. Например, при официальных отношениях нижестоящему не
разрешается смотреть в глаза вышестоящему. Это рассматривается как вызов,
дерзость, непочтение. А чтобы подтвердить свое внимание во время разговора,
японцы выработали специальный прием: они все время кивают головой и говорят
«хай» (да). Американцы, европейцы воспринимают такое этикетное поведение в
соответствии со своими нормами, поэтому их нередко шокирует отказ японцев в
конце разговора. Как же так, в продолжении всего разговора кивали головой,
говорили «да» и вдруг дали отрицательный ответ. Когда речь идет об эффективном
слушании, то целесообразно обращать внимание и на позу участников общения. Она
может выражать желание и нежелание слушать оппонента. У вашего собеседника
естественная, непринужденная поза. Он корпусом слегка наклонился в вашу
сторону, его вид говорит о том, что он весь внимание. Все это создает
благоприятные условия для разговора. Напротив, собеседник откинулся назад,
отвернулся, малоподвижен, не смотрит на говорящего, т. е. всем своим видом
подчеркивает нежелание обсуждать выдвинутые проблемы.
Следует учитывать и такой важный фактор
в общении, как межличностное пространство, расстояние, на котором собеседники
находятся по отношению друг к другу. Исследователи определяют предел
допустимого расстояния между собеседниками следующим образом: межличностное
расстояние (для разговора друзей) - 0,5- 1,2 м; социальное расстояние (для
неформальных социальных и деловых отношений) - 1,2- 3,7 м; публичное расстояние
- 3,7 м и более. В зависимости от вида взаимодействия выбирается то или иное
расстояние, наиболее благоприятное для контакта. Дополнительные сведения о
внутреннем состоянии собеседника, его отношении к предмету обсуждения, о
реакции на наши слова могут быть также его мимика, жесты, интонация. Все это
повышает эффективность слушания и, следовательно, позволяет лучше понять суть позиции
оппонента. Поэтому не случайно один из трех основных принципов хорошего
слушания звучит так: «Старайтесь сконцентрироваться на человеке, который
говорит с вами; обращайте внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику,
жесты, позу и т.д.». Это позволит получить дополнительные сведения о внутреннем
состоянии собеседника, его отношении к предмету обсуждения, о реакции на слова
партнера.
Другой важный принцип хорошего слушания
психологи сформулировали следующим образом: «Покажите говорящему, что вы его
понимаете». Чтобы реализовать этот принцип, рекомендуют использовать различные
приемы рефлексивного слушания. Можно обратиться к говорящему за уточнениями,
используя такие фразы, как: Я вас не понял; Не повторите ли вы еще раз?; Что вы
имеете в виду? Целесообразно сформулировать мысли говорящего своими словами,
чтобы уточнить сообщение. Перефразирование обычно начинается словами: Как я вас
понял...; Как я вас понимаю...; По вашему усмотрению...; Другими словами, вы
считаете... Иногда необходимо понять и отразить чувства говорящего: Мне кажется,
что вы чувствуете...; Вероятно, вы чувствуете...; Не чувствуете ли вы себя
несколько...; Вы, вероятно, расстроены... Можно использовать и так называемый
прием резюмирования. Слушающий подытоживает основные идеи и чувства говорящего:
То, что вы сказали, может означать...; Вашими основными идеями, как я понял,
являются...; Если теперь обобщить сказанное вами, то... Это создает уверенность
в правильном восприятии сообщения, особенно в ситуациях, когда между собеседниками
есть разногласия, отсутствует единая точка зрения, назревает конфликт. К
сожалению, названный принцип часто нарушается. Люди, не затрудняя себя, нередко
не вслушиваются в слова оппонента, не уточняют его позиции, не взвешивают его
доводы, иногда придают им другое значение и, следовательно, отвечают не на его,
а на свои собственные мысли. В этом случае оппонент вынужден вновь возвращаться
к ранее сказанному, заново формулировать высказанные положения.
Обратим внимание и на такой принцип
хорошего слушания: «Не давайте оценок, не давайте советов». Психологи утверждают,
что оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно
ограничивают свободу высказываний. А это может снизить активность участников диалога,
оказать давление на мнение присутствующих и в результате помешать эффективному
обсуждению проблемы. Осмысление и применение принципов хорошего слушания
поможет вам наладить контакт с оппонентом, понять его точку зрения, вникнуть в
суть разногласий между вами, позволит сделать диалог более плодотворным.
При организации речевой коммуникации
следует помнить о двух важных законах коммуникации:
1. Суть не в том, что сообщает
отправитель, а в том, что понимает получатель.
2. Если получатель неправильно толкует
сообщение отправителя, то вину несет отправитель, т. е. ответственность за
точную коммуникацию лежит на отправителе.
Изучением
наиболее эффективных в коммуникативном процессе методов и приемов убеждающего
воздействия занимается особая отрасль знания - теория аргументации (неориторика
- новая риторика).
Аргументация
- это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений и оценок,
в которой наряду с логическими применяются также речевые,
эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего
воздействия.
Исследователи
выделяют в аргументации два аспекта - логический и коммуникативный.
В
логическом плане аргументация выступает как процедура отыскания оснований
(доводов) для некоторого положения (тезиса), выражающего определенную точку
зрения. В коммуникативном плане
аргументация есть процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту
информации, зафиксированной в тезисе аргументатора. Конечная цель этого процесса
- формирование этого убеждения. Аргументация достигает этой цели лишь в том
случае, если реципиент: а) воспринял, б) понял и в) принял тезис аргументатора.
Всякое
логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис (мысль
или положение, истинность которого требуется доказать), аргументы, или
основания, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис),
демонстрация, или форм, способ доказательства (логическое рассуждение,
совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из
аргументов).
Различают
доказательство прямое и косвенное. При прямом доказательстве тезис
обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений.
Косвенное
доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством
опровержения противоречащего положения -антитезиса. Из ложности антитезиса на
основании закона исключенного третьего делается заключение об истинности
тезиса.
К прямому и
косвенному доказательствам нередко обращаются одновременно. В этом случае
говорящий обосновывает свой тезис и показывает несостоятельность антитезиса.
При
построении логического доказательства полемисту необходимо знать и соблюдать
правила выдвижения тезиса н аргументов.
Правилами
относительно тезиса являются:
- тезис
должен быть четко сформулирован;
- тезис
должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства;
- тезис не
должен содержать в себе логического противоречия.
Правилами
относительно аргументов являются:
- в
качестве аргументов должны быть использованы истинные положения;
-
истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса;
- аргументы
должны быть достаточными для данного тезиса.
Логическими
ошибками являются:
- подмена
тезиса;
- ложное
основание (основное заблуждение);
-
предвосхищение основания;
- порочный
круг (круг в доказательстве).
Чтобы
доказать правильность выдвинутых положений, убедить в их истинности, в процессе
общения используются различные виды аргументов.
Принято
делить доводы (аргументы) на логические, обращенные к разуму слушателей, и
психологические, оказывающие воздействие на чувства.
К
логическим аргументам относятся следующие суждения:
-
теоретические или эмпирические обобщения и выводы;
- ранее
доказанные законы науки;
- аксиомы и
постулаты;
-
определения основных понятий конкретной области знаний;
-
утверждения о фактах.
В ходе
аргументации важно разграничивать факт и мнение. Факт - это действительное,
невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Мнение -
суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо. Факты существуют
сами по себе, независимо от того, как мы их оцениваем и используем в своих
цепях. На мнения влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности
характера, психическое состояние, уровень подготовки, сте-пень осведомленности
и мн. др. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными. Поэтому
факты являются более надежными аргументами. К мнениям же необходимо относиться
критически, учитывать исторические и социальные условия, которые оказали
влияние на их формирование. Достаточно весомыми логическими доводами считаются
статистические данные.
Значительную
роль в убеждающей речи играют психологические доводы. Психологи доказали, что
на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние
слушателя, его субъективное отношение к предмету речи.
Психологические
доводы практически могут затрагивать любые чувства, помогая добиться желаемого
результата. Наиболее распространенными считаются следующие доводы:
- довод к чувству собственного достоинства;
- довод от
угрозы;
- довод от
обещания;
- довод от
сочувствия; довод от осуждения;
- довод от
сомнения;
- довод от
недоверия и др.
Психологические
аргументы могут быть использованы недобросовестными людьми в качестве уловок и
спекулятивных приемов. К ним относят:
- аргумент
к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видам
принуждения);
- аргумент
к невежеству (используется неосведомленность оппонента);
- аргумент
к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо
отношении);
- аргумент
к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости,
человеколюбию, состраданию);
- аргумент
к верности (склоняют принять тезис в силу верности, привязанности, почтения и
т.п.).
Различают
доводы сильные и слабые. Довод, против которого легко найти возражение, трудно
опровергаемое, называют слабым. А если оппонент вынужден согласиться с доводом
без каких-либо уточнений, значит, был использован сильный довод. Применение тех
или иных сильных или слабых доводов во многом определяется теми целями, которые
были поставлены [17, с. 163-200; 18, с. 163-200 и др.].
В речевой коммуникации важным является
знание основных формально-логических законов тождества, противоречия,
исключенного третьего и достаточного основания.
Каждая
мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное,
устойчивое содержание – это закон тождества.
Две
противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и
в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными – это закон противоречия.
Из
двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же
отношении одно непременно истинно – это закон исключенного третьего.
Всякая
правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых
доказана, – это закон достаточного основания.
ИСТОЧНИК:
Введенская Л.А.,
Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие
для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000, 2005, 2006 ... ГЛАВА 4.
Занятие № 2. Речевое общение
(семинар)
План
Речевое общение. Основные единицы общения. Речевое
событие. Речевая ситуация. Речевое взаимодействие. Организация вербального взаимодействия.
Эффективность речевой коммуникации.
Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.
Задания
Задание 1. Фронтальный опрос:
1.Что такое
коммуникация?
2.Что такое речевая
деятельность?
3.Назовите
особенности речевой деятельности.
4.Почему речевая
деятельность носит социальный характер?
5.Назовите этапы
осуществления речевой деятельности.
6.Назовите основные
единицы речевой деятельности.
7.Что такое речевая
ситуация?
8.Что такое речевое
событие?
9.Назовите два
составляющих речевого события.
10.Что такое
дискурс?
11.Что такое
речевое взаимодействие?
12.Назовите
организационные принципы речевой коммуникации.
13.Перечислите
правила Грайса.
14.Дайте максимы
Лича.
15.Что такое
эффективная речевая коммуникация?
16.Какие психологические
принципы (помимо принципа кооперации Грайса и принципа вежливости Лича)
способствуют созданию позитивного (благоприятного) коммуникационного климата?
17.Назовите
факторы, способствующие установлению благоприятного климата.
18.Что такое нерефлексивное
слушание?
19.Что такое
рефлексивное слушание?
20.Назовите
принципы хорошего слушания.
21.Что такое теория
аргументации?
22.Какую структуру
имеет доказательство?
23.Какие бывают
доказательства?
24.Назовите правила
относительно тезиса.
25.Назовите правила
относительно аргументов.
26.Назовите
логические ошибки.
27.Назовите
логические аргументы.
28.Назовите
психологические доводы.
29.Какие
психологические аргументы иногда используются в качестве уловок и спекулятивных
приемов?
30.Что такое закон тождества?
31.Что такое закон
противоречия?
32.Что такое закон
исключенного третьего?
33.Что такое закон
достаточного основания?
Задание 2. Прочитайте образцы сообщений по
теме «Слухи» [60, с. 238-243]. Подготовьте устный рассказ–беседу по теме «Самые «громкие» слухи последнего времени в
Дагестане».
Задание 3. Законспектируйте работу Грайса
«Логика и речевое общение», используя ресурсы Интернета. Разберите текст на
занятии.
Задание 4. Тестирование [73, с. 20-32].
Задание 5. Чтение и обсуждение рефератов.
Дискурс
Речевое общение
Речевая ситуация
Речевое событие
Комментариев нет:
Отправить комментарий