ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЭТИКЕТА И ЕГО
ОТЛИЧИЯ ОТ ТРАДИЦИОННОГО РЕЧЕВОГО
ЭТИКЕТА
А.А. Мосейко
Мосейко А.А.
Известия Волгоградского
государственного педагогического университета. 2019. № 5 (138).
С. 153-15.
В современном обществе компьютерная сеть все более становится
особой средой социализации и самореализации личности, в которой постепенно
стираются культурные границы и разрушаются социальные коммуникационные барьеры.
«Человек всегда жил в двух реальностях – материальной и духовной, объективной и
субъективной. но второй тип коммуникации играет все больший вес в жизни людей,
создавая возможности для расширения коммуникационной деятельности, связанной с
созданием и распространением знаков, которые оказывают все усиливающееся
влияние на жизнь. усиливается виртуализация общественной жизни» [6, с. 34].
В настоящее время Интернет является наиболее мощной и интенсивной платформой
виртуальной коммуникации. в интернет-коммуникации имеют место столкновения
различных текстов, групп, мнений, принципов. Интернет стал доступной и
повсеместной средой общения самых разных людей, которые принадлежат к различным
социальным группам, коллективам, этносам, имеют разные интересы, политические и
религиозные взгляды, предпочтения, потребности, настроения.
Интернет-коммуниканты дифференцируются по статусу, возрасту, полу, уровню
образованности, воспитанности, принадлежности к определенной группе, месту
жительства, но при вступлении в интернет-коммуникацию все эти различия не имеют
значения, поскольку виртуальный мир отменяет иерархические отношения и
нивелирует статусные различия собеседников, анонимность собеседника позволяет
вести себя фамильярно, игнорируя статусно-ролевые предписания общества, без
ущерба для своего авторитета. Моральная ответственность за последствия своих
действий ослабевает, правила, нормы, стандарт общения перестают быть значимыми,
снимается целый ряд социокультурных и психологических ограничений, обычно
налагаемых на речевое поведение в несетевой коммуникации, человек
раскрепощается, позволяет себе высказывания, за которые в реальном общении
могут последовать определенные санкции.
В сети практически невозможно проверить ни подлинность
виртуальной личности, ни искренность высказываний, человек находится в маске и
может выступать в множестве виртуальных ролей, меняя как роли-маски, так и
виртуальное окружение без ущерба для своего имиджа. в процессе интернет-ком-
муникации человек принимает на себя какую-то роль, надевает маску, по мере
необходимости может быть самим собой, при желании может свободно
замаскироваться, скрыть нечто подлинное. все важные в реальной коммуникации
моменты, такие как социальный статус, возраст, пол, национальность, религиозная
принадлежность, могут быть как виртуально присвоены, так и отброшены благодаря
анонимности и безопасности речевых партнеров (вследствие их физической непредставленности),
опосредованности коммуникации, равностатусности и неинституциональности
общения. за более чем пятидесятилетнюю историю исследования речевого этикета
учеными были выделены и описаны коммуникативные ситуации бытования речевого
этикета и этикетные формулы, ориентированные на конкретные ситуации общения,
охарактеризованы статусно-ролевые позиции коммуникантов. Однако новая речевая
формация – интернет-коммуникация, которая снимает ряд коммуникативных
ограничений, имеющих место в процессе обычного общения, меняет устоявшиеся
правила, ломает когнитивные стереотипы, устанавливает новые формы поведения.
Интернет – это то виртуальное пространство, в котором рождаются и реализуются
разнообразные процессы и структуры, и коммуникация в сети обладает определенной
спецификой общения и культурой со своими особенными атрибутами, среди которых
отдельное место занимает этикет. в электронном диалоге рождаются и развиваются
нормы речевого этикета, отличные от общепринятых в реальной коммуникации, этикетные
модели поведения в интернет-коммуникации несколько иные, и причина нарушения
речевого поведения кроется в тех факторах, которые этому способствуют. Мы
полагаем, что можно выделить следующие моменты.
В связи с дистантностью
общения теряются живость, искренность, эмоциональная окрашенность интонацией,
тембром, темпом, логическим ударением, выражением лица, которые выдают истинное
отношение автора, его оценку события, настрой. Это может привести к
неправильной интерпретации высказывания.
• свобода, отсутствие ограничений и
зависимости от принятых в обществе норм приводят к тому, что пропадает функция
контроля речевого поведения человека, в связи с чем возможно отклонение от
стандарта общения, что может выражаться в нарушении формульных моделей
поведения.
• анонимность, отсутствие знания о
статусно-ролевых различиях приводят к сокращению как социальной, так и
тематической дистанции, неспособности прогнозировать речевые поступки.
анонимность дает ощущение вседозволенности и безнаказанности, провоцирует людей
на грубость, хамство, агрессию, а следовательно, ведет к конфликту.
•
установка
на языковую игру. Игра – это деятельность, в результате которой человек
испытывает радость, удовольствие, что скорее есть отклонение от нормы,
трансформация этикетных норм. все перечисленные факторы определяют возникновение
специфических норм речевого поведения в интернет-коммуникации, которые часто
трактуют как нарушение традиционного этикета. в коммуникативной среде всемирной
паутины живут и действуют особые правила, модели поведения, формы общения,
отличные от тех, которые существуют в реальной жизни. Мы также можем говорить о
модели поведения личности с установками, направленными на соблюдение правил
поведения в коммуникативном пространстве, которая получила название нетикет (от англ. Net + Etiquette) – свод правил, советов и рекомендаций по поведению
и общению в сети Интернет.
Приведем некоторые основные правила поведения в виртуальном
пространстве:
• вести адекватное общение, не забывая,
несмотря на наличие посредника-компьютера, о том, что коммуникация происходит
между людьми;
• уважать правила и законы различных
интернет-сообществ;
• бережно относиться ко времени других
людей;
• соблюдать правила грамматики и орфографии;
• не переходить грани дискуссии, т. е.
ни при каких обстоятельствах не прибегать к ругательствам;
• уважать право на анонимность;
• не злоупотреблять собственной властью
в сети;
• терпимо относиться к несоблюдению
правил сетевого этикета другими и выполнять их самому [8, р. 32–45].
Нарушение правил нетикета может случиться как по незнанию (и,
как следствие, повлечь за собой коммуникативные неудачи), так и намеренно для
достижения конкретных целей (например, привлечь внимание участников
интернет-сообщества к своей персоне, вызвать агрессию, втянуть других
участников в спор).
«в
настоящее время каждая социально-демографическая и особенно социально-профессиональная
группа, наряду с общепризнанными, вырабатывает свои собственные правила
приличий, собственный этикет, который становится составной частью групповой
субкультуры» [5, с. 7]. Поэтому закономерно возникновение и существование
собственных уникальных правил и норм общения как в сетевом общении, в
виртуальной коммуникации с помощью компьютеров, так и в любом другом социальном
пространстве. они имеют свою специфику и выполняют важную роль в моральной
саморегуляции глобальной сети [5, с. 187].
Как уже отмечалось ранее, в интернет-коммуникации отсутствуют
статусно-ролевые отношения и индивид не занимает никакого места в групповой
иерархии, что свидетельствует об отсутствии дифференцирующей функции в
нетикете. Это отмечает и Е.Ю. Малькова: «в строгом смысле этого слова сетевой
этикет этикетом не является, поскольку он не выполняет (и не может выполнять)
основную функцию традиционного этикета – функцию дифференциации, т. е.
определения места индивида в общественной иерархии, так как виртуальная коммуникация
носит принципиально нестатусный характер. соответственно коммуникативная,
интеграционная функция преобладает» [3, с. 17]. А.К. Байбурин утверждает, что
этикет выступает в качестве одного из факторов стабилизации социальных норм
поведения, способствуя поддержанию социальной иерархии. Этикетна лишь та
ситуация, для которой существенны различия (половые, возрастные, социальные и
др.) между участниками общения. Этикет там, где взаимодействуют люди, имеющие
разный социальный и коммуникативный статус, без этого этикет не «живет».
Как отмечает Е.Ю. Малькова, интеграционная, коммуникативная
функция проявляет себя двояко. с одной стороны, посредством нетикета члены
виртуального сообщества выстраивают коллективную идентичность, вырабатывая
собственные уникальные правила поведения и тем самым осознают себя как целое,
дифференцируясь и противопоставляя себя другим. с другой стороны, нетикет
способствует индивидуальной социокультурной идентификации участника коммуникации,
т. к. знание и выполнение норм нетикета позволяет индивиду подтвердить
принадлежность к данному сообществу, т. е. показать, что он «свой». люди,
привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить
правила другого. Как заметил В.Е Гольдин, «у этикетных действий есть функция
пароля: он ведет себя так, как мы, – значит, он свой, пароль ему известен» [1,
с. 33]. если один из участников сообщества начинает вести себя иначе, нарушая
правила нетикета, могут последовать санкции в виде изгнания из виртуального
пространства, «социума», блокировки провинившегося от данного интернет-сервиса.
таким образом, в интернет-коммуникации, как и в реальном общении, существуют
правила и нормы поведения, а усвоение этих групповых норм – успех социализации
участников виртуальной среды. Поэтому практически во всех интернет-сообществах
требуют ознакомиться с правилами и выразить свое формальное согласие с ними.
Соблюдение этикета
является одним из способов группового воздействия на индивида, и общественное
мнение выступает сдерживающим элементом, если индивид хочет удержаться в
группе, чате, на форуме. Хотя и в реальной социальной среде, и в виртуальной
коммуникации, несмотря на анонимность последней, нормы этикета действуют только
в том случае, если каждый участник взаимодействия добровольно и сознательно
принимает на себя определенные обязательства.
Интернет-сообщество отличается неоднородностью, различиями в
национальной, расовой принадлежности, социальном происхождении, уровне культуры
и образовании, возрастным диапазоном. Интернет-коммуникация в современном
обществе открыта для людей, которые не обладают высоким уровнем образования,
культуры, не получили соответствующего воспитания, а иногда страдают
расстройством психики. у этого контингента людей отсутствует понятие о
нетикете, или же они не собирается его соблюдать. Другой контингент
пользователей с достаточно высоким уровнем образования намеренно желает поупражняться
в своем остроумии, выделиться, соригинальничать, сострить, самовыразиться под
маской, пользуясь определенной анонимностью коммуникаций в сети. отсюда
закономерно возникают те этические проблемы, с которыми приходится сталкиваться
в интернет-пространстве.
В рамках сетевых
сообществ устанавливаются четкие правила, которые в соответствии с локальными
потребностями и условиями регулируют отношения в группе, причем сами индивиды
могут менять эти правила. существует система санкций, которые налагаются на
участника сообщества в случае нарушения им принятых правил поведения, и самая
жесткая из всех – своеобразное изгнание из сообщества, группы, социума,
виртуального пространства. Это наказание позволяет сделать вывод о том, что
нетикет не только существует в интернет-пространстве, но и действует, так же,
как и этикет в реальном общении.
Этика и этикет интернет-среды – это
своего рода моральные и этикетные принципы. в свою очередь, принципы и нормы,
лежащие в основе нетикета виртуального мира, не так сильно отличаются от
традиционных норм этикета. специфика сетевого общения и интернет-коммуникации
базируется на реальной жизни. наряду с универсальными морально-этическими
нормами и правилами общего этикета существует ряд специфических требований,
правил и норм нетикета, которые регулируют процесс коммуникации и воплощают
социальные ожидания применительно к поведению индивида как члена определенного
виртуального сообщества. в основе нетикета лежат принципы равноправия,
справедливости и взаимного уважения. таким образом, можно утверждать, что
модели взаимодействия и механизмы их регуляции как интернет-коммуникации, так и
реального общения по большому счету совпадают за исключением некоторых
особенностей сетевого пространства.
Список литературы
1. Гольдин Е.В. Речь и этикет. М.:
Просвещение, 1983.
2. Лазар М.Г. Сетевой
этикет как форма регуляции виртуальной коммуникации // Уч. зап. Рос. гос.
гидрометеоролог. ун-та. 2006. № 3. С. 184–193.
3. Малькова Е.Ю.
Этические проблемы виртуальной коммуникации: автореф. дис. … канд. филос. наук.
СПб., 2004.
4. Морослин П.В. Есть ли
речевой этикет в Интернете? // Рус. речь. 2009. № 4. С. 50–54.
5. Протанская Е.С.
Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения. СПб.:
Алетейя, 2003.
6. Яковлев И. П. Ключи к
общению. Основы теории коммуникаций. СПб.: Авалон, Азбукаклассика,
2006.
7. Encyclopedia of distributed learning / ed. by A. Di Stefano, K.E.
Rudestam, R.J. Silverman. London: Sage Publications, 2004.
8. Shea V. Netiquette. San Francisco: Albion Books, 1994.
Комментариев нет:
Отправить комментарий