УДК 82.085
РИТОРИЧЕСКИЕ
ЗАДАНИЯ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА УСВОЕНИЕ
ДАГЕСТАНСКИМИ
БАКАЛАВРАМИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА.
СТАТЬЯ ВТОРАЯ
М.Д.
Ваджибов
Дагестанский государственный университет
Аннотация. В настоящей
статье, которая является расширенным вариантом ранее опубликованной работы,
обосновывается необходимость изучения теории по риторической науке бакалаврами
дагестанских вузов, даются рекомендации, каким образом следует усваивать законы
и правила красноречия, которые необходимо применять на речевой практике.
Следует обращать внимание на то, что для получения качественного образования с
помощью знаний по красноречию полезны как традиционные приемы и методы, так и
современные способы приобретения и закрепления теоретико-риторических
положений. В статье отмечается важность заданий по ораторскому искусству для
приобретения новых знаний, которые пригодятся при проведении актуальных
тренингов с целью привлечения людей к успешному выполнению востребованной
работы.
Ключевые
слова:
риторика, цель, теория, практика, законы и правила красноречия, усвоение,
дагестанский бакалавр, задание, поликультурная аудитория.
Вначале оговоримся, что настоящая статья
нами называется статьей второй, потому что первая статья, опубликованная в 2015
году [10, с. 152-155], является сокращенным вариантом этой статьи. Дело в том,
что согласно принятым требованиям редколлегии журнала, в который включена
публикация, мы вынуждены были сокращать научную работу. Естественно, новая
статья нами считается наиболее полной и дополненной.
Теоретические знания о риторической
науке понадобятся работающему в любой сфере человеческой деятельности или
учащемуся по конкретному профилю и направлению. Эффективность и
результативность усвоения того или иного закона, правила, принципа или той или
иной категории ораторского искусства связаны с умением лектора изложить текст
красноречиво, т.к. необходима риторизация учебного процесса, если желаешь
достичь цели, аргументируя свою точку зрения и удачно применяя приемы и методы
преподнесения материала. Уместный, правильный и убедительный ответ (или мотивированное
теоретическое объяснение) всегда привлекает к себе внимание читателей,
слушателей или зрителей, помогает оценивать оратора и говорить о его
компетентности как специалиста.
Для теоретико-риторической подготовки
дагестанских бакалавров знание азов ораторского искусства обязательно в
условиях глобализации поликультурного социума, в котором не все его участники
одинаково владеют навыками красиво и убедительно выступать с публичной речью.
Вот почему актуально следующее положение: «Законы
и правила речевого общения, способствующие наиболее эффективному и действенному
построению коммуникации, изучаются в теории риторики» [4, с. 162].
Теоретическая риторика, естественно,
способствует приобретению сноровки, о которой в специальной литературе читаем:
«Сноровка в красноречии, защитительная
или наступательная, при проведении своих предложений, помогает человеку обрести
более выгодное положение в обществе, завоевать определенное уважение сограждан
и улучшить свои материальные дела» [14, с. 7]. В современной дагестанской
аудитории такое высказывание звучит как предписание, ибо та мотивация
выступления, которая подтверждается конкретными фактами, всегда имеет силу,
если апеллировать к общеизвестным риторическим рекомендациям, используемым в
различных науках.
Условия изучения общих риторических
законов и категорий, а также тех или иных концепций и правил исследования
ораторского искусства должны быть рассмотрены с учетом их аксиологической
ценности и целесообразности в поликультурной аудитории, каковой исторически
стал любой студенческий коллектив Дагестана.
Поскольку риторика является
универсальным, интегративным филолого-педагогическим курсом, приобретенные
теоретические знания о красноречии понадобятся и на практике независимо от профиля
подготовки бакалавра – для успешного продвижения по служебной лестнице умело
подготовленная речь или умение выступать экспромтом, опираясь на риторические
знания, умения и навыки, поможет в реализации намеченных планов. Так можно достичь
цели, а работа, несомненно, будет результативной. При этом не важно, является
ли бакалавр гуманитарием или же естественником, главное – это уместное
использование той или иной аксиомы или гипотезы, того иного правила или
постулата c целью риторизации речи – красочного оформления
выступления с аргументированными доказательствами. В такой ситуации оба будущих
специалиста (гуманитарий и естественник) должны быть риторически и теоретически
одинаково подкованы. Это необходимо для успешного общения при ведении
собственного или государственного дела, в котором важнейшая роль принадлежит
вербальной коммуникации.
Каким же образом усваивают дагестанские
бакалавры теоретический материал? Опыт преподавания риторики и культуры речи в
Дагестанском государственном университете и сотрудничество с педагогическими
коллективами ряда республиканских вузов позволяют нам предлагать для преподнесения
материала как традиционные методы, так и новые приемы и способы, основанные в
том числе и на современных информационных технологиях. Все задания, которые мы
называем риторическими, нами апробированы в полилингвальной аудитории высшей
школы и используются в настоящее время. Эти риторические задания нацелены на
усвоение дагестанскими бакалаврами теоретического материала, который полезен не
только в профессиональной деятельности.
К традиционным риторическим заданиям мы
прежде всего относим слушание и запоминание содержания лекции, сжатое описание
излагаемого текста, подробный рассказ теории студентом-бакалавром на
практическом или семинарском занятии, письменный опрос усвоенного материала,
проведение фронтального опроса, научную беседу на заданную тему, проверку
знаний посредством тестирования, подготовку доклада или реферата и др.
К примеру, фронтальный опрос по теории к
подтеме «Инвенция» включает больше 15
вопросов:
1. Что такое инвенция?
2. Какой должна быть тема?
3. Каким должно быть название темы?
4. Что такое заданная тема?
5. Какими примерами следует пользоваться
при выборе темы?
6. От чего зависят важность и
увлекательность темы?
7. Для чего необходима новизна темы?
8. Какие бывают интересы?
9. Какие бывают цели?
10. Что такое общая цель?
11. Что такое конкретная цель?
12. Что такое перекрещивающиеся цели?
13. Назовите основные источники для
подготовки выступления.
14. Для чего необходима систематизация
материала?
15. Какие виды чтения вы знаете?
16. Какие бывают каталоги?) [7, с.
60-61].
К подтеме же «Диспозиция» мы подготовили до 40 вопросов:
1. Что такое диспозиция?
2. Что такое композиция?
3. Какие бывают композиции?
4. Что такое классическая композиция?
5. Что такое свободная композиция?
6. Что является основой композиции?
7. Что такое план?
8. Всегда ли оглашается план перед
аудиторией?
9. Какие бывают планы по цели и
назначению?
10. Что такое предварительный план?
11. Что такое рабочий план?
12. Что такое основной план?
13. Каковы особенности предварительного
и рабочего планов?
14. Какие бывают планы по структуре?
15. Что такое простой план?
16. Что такое сложный план?
17. Зависит ли содержание плана от
объема материала?
18. Назовите составные элементы
композиции.
19. Что дается во вступлении?
20. Что дается в заключении?
21. Что такое закон края?
22. Что дается в основной части?
23. Какие важные правила композиции даются
в основной части?
24. Каковы особенности главной мысли? От
чего это зависит?
25. На какие два принципа в основной
части следует обратить особое внимание?
26. Что такое принцип экономии?
27. Что такое принцип усиления?
28. Назовите недостатки композиции.
29. Расскажите о методах изложения
материала.
30. Что такое индукция?
31. Что такое дедукция?
32. Что такое анализ?
33. Что такое синтез?
34. Что такое метод аналогии?
35. Что такое сравнительный метод?
36. Что такое сопоставительный метод?
37. Что такое концентрический метод?
38. Что такое ступенчатый метод?
39. Что такое исторический метод?
40. Что такое метод проблемного
изложения материала? [7, с. 63-64].
Конечно, учитывая ситуацию, можно
разнообразить такие задания или по необходимости сокращать количество вопросов.
Все зависит от целевой установки риторического занятия.
При тестировании бакалавров по теме «Роды и виды красноречия» некоторые
задания выглядят следующим образом:
«1. Вариант
церковного, богословского красноречия, сопряженный с религиозной логикой и
этикой, – это:
а) риторика, б)
гомилетика,
в) эвристика, г) схоластика.
2. Обычно принято выделять
следующее количество родов красноречия:
а) 6, б) 4,
в) 5, г)
3.
3. Филиппика – это речь:
а) политическая, б) духовная,
в) развлекательная, г) бытовая.
4. Род речи, ставящий своей целью
предоставить информацию о положении в стране, мире, – это красноречие:
а) академическое, б)
судебное,
в) социально-политическое, г) социально-бытовое.
5. Род речи, посвященный
знаменательной дате, отдельной личности, носящий торжественный характер и т.п.,
– это красноречие:
а) социально-политическое, б) эмоциональное,
в) социально-бытовое, г) парламентское.
6. Речь над гробом или надпись на
могиле – это:
а) эпитафия, б) эпиграмма,
в) энтимема, г) эпистрофа.
7. Риторика словесного спора – это
риторика:
а) новая, б) старая,
в) действенная, г) агональная.
8. Род речи, который помогает
формированию научного мировоззрения, – это красноречие:
а) судебное, б) духовное,
в) политическое, г) академическое и др.» [7, с.
121-124].
Данное задание, в которое мы включаем от
30 до 50 тестов, является простейшим способом проверки теории бакалавров через
устное (или письменное) или сетевое тестирование. Подготовленные студенты на
такую работу тратят до 10 мин. Помимо этого, мы пользуемся и тестами с выбором
нескольких вариантов. Так, содержание одного из тестов с несколькими вариантами
ответов по теме «История риторики»
включает тест-задание следующего содержания:
«В античности софистическая риторика
была:
а) монологической, б) диалогической,
в) гармонизирующей, г) смысловой,
д) поликультурной, е) агональной,
ж) манипулирующей» [7, с. 141; 8, с.
157], а по теме «Сущность курса» дан
тест:
«Законами современной общей риторики являются:
а) сентенция, б) формула
Цицерона,
в)
гармонизирующий диалог, г) эвфуизм,
д)
удовольствие, е)
продвижение и ориентация адресата,
ж) топика, з) эмоциональность речи,
и) эпистема, к) речитатив»
[7, с. 140; 8, с. 157].
Нами
разработаны тесты и на установление соответствия между понятиями и их
определениями. Так, в тесте по теме «Элокуция.
Средства речевой выразительности» дано задание:
«Установите соответствие между понятиями и их определениями:
Понятия:
1. Хиазм, 2. Панегирик, 3. Эвфемизм,
4. Гипербола, 5. Олицетворение, 6. Изоколон.
Определения:
1. Стилистическая
фигура, перекрестное расположение параллельных членов в двух смежных
предложениях.
2. Вид
метафоры, перенесение черт человека на неодушевленные предметы и явления.
3. Хвалебная
речь; древнегреческая и древнеримская патриотическая речь, в которой
восхвалялись подвиги богов, предков, народа.
4. Стилистическая
фигура, равночленное расположение частей в смежных предложениях.
5. Стилистическая
фигура, смягченное слово или выражение, употребляемое вместо интимного, грубого
или непристойного .
6.Художественное
преувеличение свойств изображаемого предмета или явления» [7, с. 142; 8,
с. 157].
Схематически такое задание выглядит
следующим образом [8, с. 159]:
«Установите
соответствие между понятиями и их определениями:
1. Индукция
|
1. Последовательное
изложение одного вопроса за другим
|
2. Дедукция
|
2. Сопоставление различных явлений, событий,
фактов
|
3. Исторический метод
|
3. Расположение
материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения
центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу
|
4. Ступенчатый метод
|
4. Изложение
материала от общего к частному
|
5. Концентрический
метод
|
5. Изложение материала от частного к общему
|
6. Аналогия
|
6. Изложение
материала в хронологической последовательности
|
Мы запланировали публикацию
разработанных нами новых тестов - кейс-заданий на основе теории, которые
проходят апробацию при текущем и промежуточном контроле знаний. В результате
внедрения кейс-заданий в учебный процесс пришли к выводу о том, что такие задания
активизируют мыслительную деятельность, потому что через кейс-задания
приходится применять на практике (используя риторический текст) полученные
теоретические знания [8, с. 160-162; 9, с. 245-261]. Само тренировочное
упражнение дается следующим образом:
Кейс
8
«(1) Софисты не представляли собой единой
идеологической или политической группы, это были странствующие философы,
обучавшие за плату искусству спора, доказательства, красноречию, хорошему
слогу, мудрости.
(2) Софисты обращались к проблемам этики,
политики, призывали изучать человека, его сильные и слабые стороны, разум,
приемы логики.
(3) Последние они доводили до совершенства.
(4) Однако софисты еще с античных времен
заслужили репутацию «лжемудрецов», людей без устойчивых моральных принципов,
подчас просто ловкачей в споре, хитрых спорщиков.
(5) Поскольку софисты были несомненными
прагматиками в жизненных ситуациях, их учением и особенно их практикой в
дальнейшем историческом развитии риторики воспользовались те социальные группы,
которым не чужда была прагматика.
(6) Альтруизм, справедливость себе в ущерб не
привлекали софистов [12, с. 24].
«1. Инверсия представлена в обоих предложениях:
а) в 3 и 6, в)
во 2 и 4,
б) в 1 и 3, г)
в 4 и 6.
2. Слово «социальные» в 5 предложении имеет значение следующего
эпитета…
3. В тексте использованы:
а) анафора, г)
оксиморон,
б) полисиндетон, д) эпитеты,
в) ряды однородных членов, е) градация»
[9, с. 248-249].
Как видим, вначале дается риторический
текст, затем – задания по тексту.
Уместным считаем и научение студентов,
как надо оформлять реферат или доклад, конспект или какое-нибудь сообщение.
Данный вид работы, на первый взгляд, традиционен, однако применение в работе
материалов из Интернета доказывает использование при усвоении теории сочетания
традиционного и современного, инновационного.
К теме «Сущность курса» бакалавры должны
подготовить задание «Чтение
и обсуждение рефератов», которое оформлено следующим образом:
«1.
Законы, правила и принципы риторики. 14,
с. 33–46; 37; 86, с. 11–12; 182, с.
68–69; 213, с. 90–106; 268;
2.
Лингвориторика.
59, с. 38–59; 71, с. 30–33; 72, с.
112–116; 73, с. 126–128; 74, с. 22–26; 104, с. 23–26; 161, с.
100–102; 213, с. 50–51; 239, с. 161–166;
3.
Риторика и аргументация. 46; 55,
с. 43–51; 77, с. 145–160; 123, с.
64–79; 124, с. 44–48. 132; 205,
с. 53–59; 206, с. 63–66; 207, с. 49–53; 288, с. 30–38 и др.» (всего 12 тем дано в учебном пособии «Риторика»,
изданном в 2012 г. в Махачкале) [7, с. 43]. В новом издании пособия таких тем
18 и теоретический материал обновлен добавлением новых источников [9, с.
87-88].
Чтение и обсуждение рефератов пяти тем к
семинарскому занятию о риторических фигурах нами преподнесено таким образом:
1. Антитеза. 118, с. 237; 165, с.
200–201; 222, с. 187–189; 241,
с. 69–72; 256, с. 92–93; 323, с. 362.
2. Классификация риторических приемов. 165, с .223–261; 171, с. 88–95; 248,
с. 108–110; 324; 351, с. 39–45; 352, с. 75–80; 392,
с. 114–119.
3.
Повторы в риторике. 67, с. 207–209; 263,
с. 81–85; 388, с. 263–265; 396, с. 61–62; 427, с. 114–124.
4.
Риторический вопрос.
31, с. 57–63; 153, с.
265–268; 253, с. 68–76; 286, с.
192–205; 344, с. 111–117; 345, с. 148–152; 357, с. 36–42.
5.
Синтаксический параллелизм. 64, с.
7–10; 136, с. 426–427; 165, с. 238–239; 222, с. 190; 255, с.
140–144; 323, с. 362 [9, с. 123].
В учебном пособии «Риторика» дается
примечание, в котором объясняется, что означают указанные цифры. К примеру,
цифры по теме «Произнесение речи» «2. Риторические советы будущим специалистам.
24, с. 21–24; 70, с. 70–72; 104, с. 481–484; 146; 186, с. 9–13» – это литература к реферату
«Риторические советы будущим специалистам» с выходными данными и страницами,
что означает: 2 – порядковый номер
реферата; 24. Аннушкин В.И. Советы обучающимся риторике // Русская словесность.
– 1994. – № 1. – С. 21–24. 70. Волконский С.М. Ораторам // Русская
речь. – 1998. – № 2. – С. 70–72. 104.
Далецкий Ч.Б. Риторика: заговори, и я
скажу, кто ты; учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2004. – С. 481–484. 146.
Кони А.Ф. Избранные произведения. – М., 1959. – Т. 1, 2. 186.
Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Русская словесность. –
М., 1997. - С. 9–13 [7, с. 43–44].
При подготовке
реферата указанная литература уже должна быть оформлена следующим образом, если
бакалавр обращался к указанным источникам.
Литература
1. Аннушкин В.И. Советы обучающимся
риторике // Русская словесность. – 1994. – № 1. – С. 21–24.
2.
Волконский С.М. Ораторам // Русская речь. – 1998. – № 2. – С. 70–72.
3. Далецкий
Ч.Б. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты; учебное пособие. – М.: Омега-Л,
2004. – С. 481–484.
4.
Кони А.Ф. Избранные произведения. – М., 1959. – Т. 1, 2.
5. Ломоносов М.В. Краткое руководство к
красноречию // Русская словесность. – М., 1997. – С. 9-13.
При этом
страницы в литературе не обязательно указывать, если в тексте имеется дана
ссылка на литературу, ср.: [5, с. 9-13].
Такая подготовка помогает работать и по
источникам, которые под указанными чуть выше номерами даны в литературе к
учебному пособию. Но это не означает строгое использование именно
представленной библиографии. Бакалавр имеет право обращаться не ко всем
источникам к конкретному реферату или пользоваться материалом, не фиксированным
в пособии. При этом до начала подготовки и разбора содержания рефератов преподаватель
должен ознакомить бакалавров с удачными рефератами студентов прошлых лет.
При подготовке реферата желательно
использование не менее 5 источников [5, с. 47]. Нами же после каждой темы
дается литература, в которой указаны 5 и более источников [9, сс. 87-88, 92, 94-95,
99 и др.].
Бакалавр должен знать, что существует
три типа рефератов:
1. Реферат как форма самостоятельной
учебной деятельности студента – рассуждение на определенную тему на основе
обзора литературы (нескольких источников информации), доказательство или
опровержение какой-то главной мысли (тезиса), в котором информация источников
используется для аргументации, иллюстрации и т.д. (объем такого реферата –
10–15 с.).
2. Реферат – краткое изложение
содержания научной статьи, книги или ее части, включающее основные положения,
аргументацию, сведения о методе исследования и о выводах. Такие рефераты
публикуются в реферативных журналах (объем – 1 с.).
3. Реферат как составная часть выпускной
работы бакалавра или дипломной работы студента – краткое описание содержания
работы (объем – 10–12 строк) [15, с. 225]. По риторике бакалавры обычно готовят
первый тип реферата.
Каким образом следует проводить проверку
рефератов на том или ином занятии, определяет преподаватель после индивидуальной
беседы с бакалаврами. Обычно преподаватель опрашивает по реферированию 2–3
студентов. Если же группе интересна данная проблема, то выступающих бакалавров
может быть больше. В основном самостоятельные научные работы студенты сдают
преподавателю, чтобы он оценил их вовремя и выставил баллы.
В тематике рефератов более 200
наименований по различным теоретическим аспектам риторики. Это и этапы работы
над речью, и связь курса с другими дисциплинами, и классификация красноречий, и
взаимодействие оратора и аудитории, и техника речи, и культура оратора, и т.д.
Разбор теоретического материала
наличествует на каждом семинарском или практическом занятии. При этом мы
обращаем особое внимание на логическое построение любого выступления бакалавра.
Таким образом бакалавры постоянно, в течение целого семестра, закрепляют те
риторические основы, которые они приобрели или приобретают при подготовке к
занятию.
Свою теоретико-риторическую подготовку
бакалавры показывают и при организации круглого стола, который мы рассматриваем
как новый вид усвоения научных знаний. Особенно такая работа продуктивна при
самопрезентации с использованием электронных носителей информации. Бакалавры
часто опираются на риторические законы и категории и доказывают правоту
собственного мнения, опираясь на достижения современной науки.
Особый интерес у аудитории вызывают
нетрадиционные способы усвоения знаний по ораторскому искусству. К примеру, мы
даем некоторые вопросы по источникам, оформленные в «Тренировочные лекции
студентов-бакалавров». Так, к теме «Сущность
предмета» мы предлагаем следующие студенческие мини-лекции:
1. Заповеди риторики (по книге: Хазагеров Г.Г.,
Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: учебное пособие.
– 2-е изд. – М.: Флинта; Московский психолого-социальный институт, 2003. – С. 120–123) –
2–3 мин;
2. Основы
красноречия (по книге: Магомедова Т.И. Русский язык и
культура речи: учебное пособие для студентов юридического профиля. – Махачкала,
2010. – С. 97–99) – 2–3 мин.;
3. Перспективы
теории риторики (по книге М.Р. Львова «Риторика. Культура речи» (см.
литературу к настоящей статье), с. 136–140) – 4–5 мин.;
4. Типы
речевой культуры (по книге Ч.Б. Далецкого «Риторика: заговори, и я скажу,
кто ты» (см. литературу к настоящей статье), с. 53–55) – 1–2 мин.
5. Что такое
риторизация? (по статье: Сальникова
О.А. Что такое риторизация? // Русская
речь. – 2012. – № 3. – С. 3–8) – 3–4 мин. [7,
с. 42; 9, с. 87].
По теме «Запоминание речи» бакалавры получают задание подготовить следующие
мини-лекции:
1. Как
готовиться к публичному выступлению (по
книге: Михальская
А.К. Основы риторики. 10–11 кл.: учебник для
общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., с изм. – М.: Дрофа, 2001. – С. 354–358) –
4–6 мин.
2. Как
улучшить память (по книге: Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как развить
уверенность в себе и добиться влияния на людей путем публичных выступлений. Как
перестать беспокоиться и начать жить. – М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2003. – С. 257–275) –
3–4 мин.
3. Проблемы
запоминания (по книге: Петров О.В. Риторика: учебное пособие для студентов юридических вузов.
– М.: Профобразование, 2001. - С. 412–421) – 5–7 мин.» [7, с. 76].
С такими заданиями бакалавры не всегда
сразу справляются. Необходима специальная подготовка к восприятию текста. Поэтому
сначала проводим предварительную работу, которая должна стать занимательной и
полезной и в которой должны быть отражены основные положения по подготовке необходимого
выступления. После анализа проведенной впервые бакалавром мини-лекции с
выявлением положительного и отрицательного, после комментария педагога легче
подготовить следующее выступление.
Новыми,
увлекательными и продуктивными, на наш взгляд, являются «Мини-сообщения
студентов». К примеру, к подтеме «Духовное
красноречие» бакалавры готовят следующие мини-сообщения:
1. Ислам как мировая
религия.
2. Течения в исламе.
3. Особенности
православия.
4. Специфика
католицизма.
5. Своеобразие
иудаизма.
6. Буддизм, индуизм и
другие религии [7, с. 54; 9, с. 99].
По теме же «Эпитеты» предлагаем найти материал к
вопросам:
1. Лирические
эпитеты.
2. Метафорические
эпитеты.
3. Постоянные эпитеты
[7, с. 71].
К теме «Запоминание речи» должны быть
подготовлены следующие мини-сообщения:
1. Виды памяти.
2. Как репетировать речь.
3. Современные электронные способы запоминания материала.
4. Тренировка памяти [7, с. 76; 9,
с. 126].
При подготовке мини-сообщений на 2-5
мин. бакалавры получают возможность самим поискать материал. Часто вопросы в
мини-сообщениях приходится менять в зависимости от подготовленности студентов,
наличия необходимого свободного времени и от издания новой научной книги и ее поступления
в библиотеку или опубликования актуальной статьи по риторике. Рокировка дает
нам возможность разнообразить содержание одного и того же занятия в разных
группах.
Важными являются и новые
теоретизированные риторические технологии
[17] и умение ими пользоваться при подготовке к выступлению. Такая
работа, естественно, также активизирует учебный процесс.
К новым способам усвоения риторической
науки мы относим и специфическую самостоятельную работу-подготовку
бакалавров-студентов к аудиторному мероприятию. При этом часто теоретический
материал бакалавры предоставляют, используя Интернет, а не первоисточники.
Специально максимум времени молодые люди выделяют именно для изучения теории –
учат ее не только через источники, которые указаны в учебном пособии [7]. Если
теоретические азы студенты получают на лекциях, то все остальное им приходится
учить и заучивать самостоятельно, конспектируя ту или иную риторическую
концепцию или дефиницию. Здесь уместно подчеркнуть, что большую помощь
студентам при самостоятельном усвоении теоретических правил призван оказывать
новый образовательный блог, в котором по необходимости нами размещается
материал по красноречию [13].
Важно понимание того, что теорию в современных условиях получения
качественного образования в основном надо изучать самостоятельно. Но при этом
бакалавры нуждаются в помощи: не все достаточно подготовлены, чтобы
самостоятельно работать с источниками. При этом отмечаем, что даже самоучитель
не всегда помогает, хотя таких пособий предостаточно. Несмотря на это, можно
предложить менее подготовленным бакалаврам материалы в книге Д.Н. Александрова
«Самоучитель красноречия» [2, с.
9-15].
Мы для приобретения бакалаврами
теоретико-риторических знаний подготовили до 400 источников, которые указаны в
учебном пособии [7, с. 91-115], и более 430 наименований в переработанном и
дополненном издании риторики[9, с. 144-173], которые постоянно обновляются, но
в данную новую библиографию не включено огромное количество интернетовских
страниц необходимого материала.
Увлекательными являются те задания по
теории, которые мы находим в трудах ряда методистов и исследователей
красноречия: анализ теоретического материала, вопросы по лекции, вопросы к
зачету или экзамену и др. К примеру, в учебнике «Русский язык и культура речи» под редакцией В.Д. Черняк дано
задание «Литература для обсуждения в аудитории», в котором указаны риторические
источники [16, с. 501-502], а в другом пособии представлена теория, как надо
оценивать выступление оратора [1, с. 58-61].
В теоретико-риторическом аспекте
немаловажным является усвоение научной терминологии по красноречию. Для этого
мы не только разъясняем значения терминов, но и работаем по риторическому словарю,
проводим терминологические диктанты с лексическим заданием, орфоэпические пятиминутки,
чтобы бакалавры закрепили дефиниции и орфографически, и орфоэпически, и
лексически, и грамматически, и даже стилистически – прежде всего с выработкой
умений и навыков применения терминов в научном и публицистическом стилях.
При усвоении теоретических понятий
бакалаврам помогает подготовленный нами краткий терминологический словарь по
риторике [6], в котором дано около 250 дефиниций, о части которых бывший
школьник имеет определенное представление. Мы же предлагаем углубленное
изучение и описание того или иного термина. Так, бакалавры получают новые
знания о таких понятиях, как метафора, метонимия, эпитет и т.д. Дополнительная
информация об этих тропах и повторение их старых значений способствуют успешной
коммуникации в трудных ситуациях с целью преодоления разногласий и нахождения
общего языка.
Бакалавры легче и быстрее усваивают
историю, а на теорию у них уходит достаточно много времени. Часто учащийся
информирует преподавателя, сколько времени пришлось потратить на подготовку
мини-лекции. Правда, студенты до выступления практикуют – прежде всего работают
над техникой речи, начальные знания о которой они получают еще в средней школе.
Студент должен видеть, где теория, а где
практика. Для этого предлагаем пользоваться доступными в местной библиотеке
источниками, среди которых пособия М.Р. Львова «Риторика. Культура речи» [12] и Д.Н. Александрова «Риторика» [1], а также изданное нами
специальное пособие [7, с. 8-40; 8, с. 7-37; 9, с. 9-84].
Значимыми являются самопроверка
бакалавра на знание теории и вопросы аудитории во время контрольного устного
опроса. Рекомендуется задавать до 10 вопросов по теории рассматриваемой темы.
Учитывая вышеизложенное, мы в основе
риторического научного образования дагестанского бакалавра-полилингва,
возможно, должны находить научно-теоретический принцип, суть которого
заключается в том, что обучающийся «…обязан
овладеть основополагающим комплексом риторических знаний, которые дают
представления о законах и правилах риторики» [4, с. 161-162].
«Теоретико-риторическими
исследованиями и учебниками риторики последнего времени достаточно ясно
показано, как проблема изобретения речи… способна дать модель порождения замысла
и содержания речи по новым творческим образцам» [3, с. 6]. Именно
изобретение, создание востребованной и актуальной сегодня публикой речи
является основной, конечной целью выступления оратора. Поэтому приведенная выше
цитата является существенной при составлении креативной речи, которая
обязательно должна отличаться от речи собеседника необходимой для аудитории
новизной и которая должна стать ответом на злободневный вопрос, звучащий в
форме названия материала или как дискурс.
У Ч.Б. Далецкого читаем такую
информацию: «О теоретической готовности к
публичному выступлению будет свидетельствовать ваша способность ответить на
следующие вопросы, выносимые на итоговый экзамен по риторике…». В списке 66
вопросов [11, с. 482-484]. Мы же опрашиваем студентов-бакалавров на итоговом
контроле обычно через сетевое тестирование, с методикой проведения, организации
которого мы не всегда согласны. В списке тестов электронного опроса мы находим
около 300 разнообразных заданий, большинство из которых составлены именно по теории
согласно разработанной специальной инструкции по контролю знаний обучающихся в
том или ином вузе. Такая проверка дает определенный результат и помогает
сделать конкретные выводы о том, насколько хорошо усвоили дагестанские
бакалавры теоретический материал по риторике.
Данные риторические задания, которые мы
условно называем «предписаниями красноречия», возможно, в основном носят
рекомендательный характер. Мы их применяем в обучении с целью эффективности
учебного процесса. «И такие знания,
очевидно, учащимся понадобятся в перспективе. Поэтому бакалавров мы
подготавливаем не только к профессиональной работе - через риторические знания
и исследования молодой человек сможет повлиять не только на продвижение своего
карьерного роста, но и на сугубо личные отношения, для чего необходим талант
общения с помощью коммуникативных способностей» [14, с. 154-155], то есть
риторических знаний, умений и навыков. И это важно прежде всего при получении
дополнительного образования: ведь кто-то
со временем захочет стать хорошим оратором и ведущим тренингов, несмотря на
профиль и направление - на специфическую профессиональную подготовку.
Литература
1. Александров
Д.Н. Риторика: учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта; Наука,
2002.
2. Александров
Д.Н. Самоучитель красноречия. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
3. Аннушкин
В.И. Спорные вопросы риторико-филологического образования // Риторика и культура речи: наука, образование,
практика: материалы XIV Международной научной конференции (1-3 февраля 2010 г.)
/ под ред. Г.Г. Глинина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский
университет», 2010.
4. Аннушкин
В.И. Язык и жизнь. Книга о русском языке – речи – слове. – М.: Русская
школа, 2010.
5. Безрукова В.С. Как написать реферат,
курсовую, диплом. – СПб.: Питер, 2004.
6. Ваджибов М.Д. Краткий терминологический
словарь по риторике (для студентов факультета психологии).– Махачкала:
Издательство ДГУ, 2010.
7. Ваджибов М.Д. Риторика:
учебное пособие для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей. –
Махачкала: Издательство ДГУ, 2012.
8. Ваджибов М.Д. Риторика:
Учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей. – 2-е изд.,
перераб. и доп. - Махачкала, 2014.
9. Ваджибов М.Д. Риторика: учебное пособие
для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей. – 3-е изд., перераб. и
доп. – Махачкала: Издательство ДГУ, 2016.
10. Ваджибов М.Д. Риторические задания,
нацеленные на усвоение дагестанскими бакалаврами теоретического материала //
Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные
исследования. - № 4. – 2015.
11. Далецкий Ч.Б. Риторика: заговори, и я
скажу, кто ты: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2004.
12. Львов
М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие для студентов гуманитарных
факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
13. Образовательный блог Малика
Джамалутдиновича Ваджибова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krriritoricadag.blogspot.ru (Дата
обращения: 10.09.2016).
14. Рождественский
Ю.В. Теория риторики: учебное пособие / под ред. В.И. Аннушкина. –
3-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2004.
15. Русский язык
и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина, Ю.А. Ермолаева, Л.Н.
Зенкова, Я.В. Лукина, Т.А. Потапенко, Л.В. Степанова; под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. - СПб.:
Питер, 2005.
16. Русский язык и культура речи. Учебник для вузов
/ под ред. В.Д. Черняк. - М.: Высшая
школа, СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
17. Современные риторизованные
технологии // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xreferat.ru/71/2356-1-istoriya-pedagogicheskoiy-ritoriki.html (дата обращения
20.08.2016).
References
1. Аleksandrov D.N. Ritorika: uchebnoe
posobie. – 2-e izd., ispr. – M.: Flinta; Nauka, 2002.
2. Аleksandrov D.N. Samouchitel'
krasnorechiya. – M.: FАIR-PRESS, 2002.
3. Аnnushkin V.I. Spornye voprosy
ritoriko-filologicheskogo obrazovaniya // Ritorika i kul'tura rechi: nauka,
obrazovanie, praktika: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii (1-3
fevralya 2010 g.) / pod red. G.G. Glinina.
- Аstrakhan': Izdatel'skij dom «Аstrakhanskij universitet», 2010.
4. Аnnushkin V.I. YAzyk i zhizn'. Kniga
o russkom yazyke – rechi – slove. – M.: Russkaya shkola, 2010.
5. Bezrukova V.S. Kak napisat' referat, kursovuyu, diplom. – SPb.:
Piter, 2004.
6. Vadzhibov M.D. Kratkij terminologicheskij slovar' po ritorike (dlya
studentov fakul'teta psikhologii).– Makhachkala: Izdatel'stvo DGU, 2010.
7. Vadzhibov M.D. Ritorika: uchebnoe posobie dlya studentov-bakalavrov
gumanitarnykh spetsial'nostej. – Makhachkala: Izdatel'stvo DGU, 2012.
8. Vadzhibov M.D. Ritorika: Uchebnoe posobie dlya bakalavrov
gumani-tarnykh spetsial'nostej. – 2-e izd., pererab. i dop. - Makhachkala,
2014.
9. Vadzhibov M.D. Ritorika: uchebnoe posobie dlya studentov-bakalavrov
gumanitarnykh spetsial'nostej. – 3-e izd., pererab. i dop. – Makhachkala:
Izdatel'stvo DGU, 2016.
10. Vadzhibov M.D. Ritoricheskie zadaniya, natselennye na usvoenie
dagestanskimi bakalavrami teoreticheskogo materiala // Vestnik Orlovskogo
gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. - № 4.
– 2015.
11. Daletskij Ch.B. Ritorika: zagovori, i ya skazhu, kto ty: uchebnoe
posobie. – M.: Omega-L, 2004.
12. L'vov M.R. Ritorika. Kul'tura
rechi: uchebnoe posobie dlya studentov gumanitarnykh fakul'tetov vuzov. – M.:
Izdatel'skij tsentr «Аkademiya», 2002.
13. Obrazovatel'nyj blog Malika
Dzhamalutdinovicha Vadzhibova // [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://krriritoricadag.blogspot.ru
(Data obrashheniya: 10.09.2016).
14. Rozhdestvenskij Yu.V. Teoriya ritoriki: uchebnoe posobie / Pod red.
V.I. Аnnushkina. – 3-e izd. – M.:
Flinta; Nauka, 2004.
15. Russkij yazyk i kul'tura rechi. Semnadtsat'
prakticheskikh zanyatij / E.V.
Ganapol'skaya, T.YU. Voloshinova, N.V. Аnisina, YU.А. Ermolaeva, L.N. Zenkova, YA.V. Lukina, T.А. Potapenko, L.V. Stepanova; pod red. E.V. Ganapol'skoj, А.V. Khokhlova. - SPb.: Piter, 2005.
16. Russkij yazyk i kul'tura rechi.
Uchebnik dlya vuzov / pod red. V.D. Chernyak.
- M.: Vysshaya shkola, SPb.: Izdatel'stvo RGPU im. А.I. Gertsena, 2005.
17. Sovremennye ritorizovannye
tekhnologii [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://xreferat.ru/71/2356-1-istoriya-pedagogicheskoiy-ritoriki.html
(data obrashheniya 20.08.2016).
RHETORICAL TASKS AIMED AT THE ASSIMILATION
OF THE THEORETICAL MATERIAL DAGESTAN BACHELORS.
ARTICLE TWO
M.D. Vadzhibov
Dagestan State University
Abstract. In this
article, which is a more advanced version of the previously published work, the
necessity of studying the theory on the rhetorical science by Dagestan
University bachelors. The ways of assimilating the laws and rules of eloquence,
which should be applied to speech practice, are shown in the given research.
Attention is drawn to the fact that to get a quality education through
knowledge of eloquence are useful both traditional techniques and methods as
well as modern methods of acquisition and development of theoretical and
rhetorical positions. The article highlights the importance of tasks for
oratory for the acquisition of new knowledge that will be useful during the
actual training in order to attract people to the successful implementation of
the work demanded.
Keywords:
rhetoric, a purpose, theory, practice, laws and rules of eloquence, learning,
Bachelor of Dagestan, task, multicultural audience.
Комментариев нет:
Отправить комментарий