ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
СТИЛИ
РУССКОГО
ЯЗЫКА
Стиль – это
общественно-осознаваемая разновидность языка, которая характеризуется
совокупностью средств, их отбором и системно-речевой организацией и
используется в различных сферах общественной деятельности [70, с. 17].
Слово «стиль» в русском языке означает
метод, совокупность приёмов, способ летосчисления, манера и т.д. Само слово
«стиль» по происхождению древнегреческое, в котором оно означало «стерженёк для
письма». В русский язык данное слово
проникло через посредство французского языка, а во французский из латинского
языка.
Раздел науки о языке, в котором изучают
стили, называется стилистикой, которая считается явлением историческим. Основоположником
русской стилистики явился М.В. Ломоносов, который в XVIII
веке разработал теорию «о трёх штилях» применительно к языку художественной
литературы. Он выделял следующие стили: высокий,
средний и сниженный. Три стиля дал и А.Х. Востоков в 1834 г. в книге
«Русская грамматика»: книжный,
просторечный (простонародный), разговорный. В XX
веке данную традицию продолжил М.В. Панов: высокий,
нейтральный, разговорный.
Функциональной стилистику
называют потому, что разновидности литературного языка выделяют на основе той
функции, которую выполняет речь в каждом конкретном случае [19, с. 107]. Данная
стилистика была предложена В.В. Виноградовым, который выразился о ее
разновидностях следующим образом: «При выделении таких важнейших общественных
функций языка, как общение, сообщение и воздействие, могли бы быть в общем плане структуры языка разграничены
такие стили: обиходно-бытовой стиль (функция общения); обиходно-деловой,
официально-документальный и научный (функция сообщения); публицистический и
художественно-беллетристический (функция воздействия)» [23, с. 6)]. Эта
классификация является наиболее обобщенной. Поэтому, учитывая вышесказанное,
отметим, что в настоящее время выделяют пять функциональных стилей русского
языка: - разговорно-обиходный,
официально-деловой, научный, публицистический, художественный.
Классификация стилей, основанная на
функциях языка, оказывается недостаточно четкой, поскольку текст, совмещающий несколько
функций одновременно, можно отнести сразу к разным стилям.
ФС литературного языка чаще всего
сопоставляются на основе анализа их лексического состава, потому что именно в
лексике заметнее всего проявляются различия между стилями. Закрепленность слов
за определенным стилем объясняется тем, что в лексическое значение многих слов,
помимо предметно-логического содержания, входит и эмоционально-стилистическая
окраска [16, с. 59], ср.: мать –
официально-деловой стиль; мама, ма –
разговорно-обиходный стиль; нехватка
– разговорно-обиходный стиль, дефицит
– не разговорно-обиходный стиль и пр.
Ряд слов русского литературного языка
употребляется во всех стилях. Такие слова называют нейтральной лексикой, ср.: идти, лицо, глаза, много, говорить, читать,
дом, книга и др.
Функциональные стили русского языка
следует разделить на разговорно-обиходный стиль и на группу книжных стилей.
1.
Разговорно-обиходный стиль
Разговорно-обиходный стиль – это стиль,
который в основном употребляется в бытовом общении. Основная функция РОС – это общение.
В РОС реализуется много слов с
эмоциональной окраской, ср.: положительная окраска (основное значение слова +
очень) - очень хороший – это прекрасный,
чудный, изумительный, роскошный и др.;
отрицательная окраска (основное значение слова + очень) - очень
плохой – это скверный, гадкий, нахальный,
подлый и др.
В РОС преимущественно употребляется
разговорная лексика, для которой характерна свобода, не нарушающая общепринятые
нормы литературного языка, ср.: промокашка
вместо промокательной бумаги; сушилка вместо сушильного аппарата,
зачетка вместо зачетной книжки
и др.
Обычной формой реализации РОС является
диалог.
2.
Художественный стиль
Художественный
стиль (ХС) представляет собой наиболее полное
отражение литературного языка и во многих случаях выходит за пределы
литературного языка в область общенародного языка. Поэтому данный стиль условно
считается литературным стилем.
Основная функция ХС – это функция воздействия. Кроме этого, ХС может
выполнять и функции общения и сообщения, а также эстетическую (художественно-образную)
функцию.
В ХС употребляются слова из всех пластов
общенародного языка, ср.: гутарить
(говорить), куршак (иней), курéнь (жилой дом в казачьих станицах) –
диалектизмы; поручик (воинское звание
в царской армии) – историзм; град
(город), око (глаз) - архаизмы; хавать (есть, принимать пищу) – просторечное
слово и др.
В стилях художественной речи
употребляется средства речевой выразительности - тропы и фигуры. Он имеет две
разновидности – стихотворную (поэма и др.) и прозаическую речи (рассказ и др.).
Благодаря художественной речи
развивается литературный язык. Не случайно основоположником современного русского
литературного языка считают А.С. Пушкина.
3.
Научный стиль
Научный стиль (НС) обслуживает сферу
науки и действительно относится к книжным стилям. Содержанием научных
произведений являются идеи и факты, законы и категории, открытые учеными.
Основная функция НС – это сообщение,
информация.
Разновидностями НС являются научные
сообщения, доклады, статьи, рецензии, очерки, тезисы, монографии, трактаты,
рефераты, авторефераты, диссертации, лекции, отчёты о научно-исследовательской
работе, учебники, учебные пособия и др.,
в которых используется только нормированную речь и которые обычно реализуются в
письменной речи.
Основной формой реализации НС является
монолог, который имеет место предварительный отбор языковых средств и в котором
обязательны ссылки на источники и цитирование.
НС используется в научной,
производственной, учебной и преподавательской деятельности и характеризуется
тем, что он должен обладать такими качествами, как логичность, ясность,
точность.
Логичность – это
последовательность расположения всех единиц и наличие смысловых связей между
этими единицами. Последовательностью обладает только такой текст, в котором
выводы вытекают из содержания. Эти выводы не противоречивы, а текст разбит на
отдельные отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему и наоборот.
Ясность как качество
научной речи предполагает понятность, доступность. Поэтому собственно научные,
научно-учебные и научно-популярные тексты отличаются друг от друга как по
отбору материала, так и по способу его языкового оформления.
Точность предполагает
однозначность понимания текста, отсутствие расхождения между означаемым и
означающим. Поэтому в собственно научных текстах, как правило, отсутствуют
экспрессивные средства, а слова преимущественно используются в прямых
значениях. Частое употребление терминов также способствует однозначности
текста.
В области лексики НС
характеризуется наличием терминов – специальных слов и словосочетаний, точно
обозначающих понятия той или иной области науки. В произведениях НС на развитых
языках, каковым является и русский, иногда около 90 % лексики составляют
научные и технические термины [61, с. 31]. При этом отмечают, что обычно
научная работа бывает насыщена терминами, которые составляют 15-20 % всей
лексики [10, с. 187]. К примеру, в психологическом тексте употребляются такие
термины, как темперамент, мимика, жест,
рефлексия, сангвиник и др.
В НС используют абстрактную лексику (развитие, деятельность, редукция, изменение
и др.), интернациональную терминологию (пуризм,
конструкция, аналог, система и др.), научную фразеологию (прямой угол, причастный оборот, назывное
предложение и др.) и пр.
В области морфологии в научном
стиле преобладают имена существительные, которых почти четыре раза больше, чем
глаголов [62, с. 282]. При этом в научном тексте достаточно часто встречаются
отглагольные существительные, ср.: исправление,
вылет, кодирование, обезвоживание и др.
В научном стиле вещественные и отвлеченные
существительные нередко употребляются в форме мн.ч., ср.: красные глины, шумы в радиоприемнике, смазочные масла и др. В то же
время «…в системе научного текста имена
существительные, приобретая значение термина, называют целый класс предметов с помощью
формы единственного числа в значении множественного: Ухо – орган слуха у млекопитающих» [66, с. 12].
Для синтаксиса НС характерно
широкое употребление сложных предложений, в которых используются обособленные
члены и вводные слова, указывающие на последовательность и связь мыслей. При
этом в научном тексте преобладают сложноподчиненные предложения, а порядок слов
прямой.
В НС в основном употребляются
повествовательные предложения, в которых отсутствуют эллиптические конструкции,
но в которых возможны частые повторы и нанизывание существительных в род. п.,
ср.: попытка обобщения опыта работа
профессора кафедры методики преподавания русского языка и литературы… Такое
нанизывание в других стилях считается неуместным [61, с. 37].
В
учебной литературе дано различное количество подстилей НС. Так, Е.А. Столярова
выделяет 7 подстилей: академический (собственно научный), научно-популярный,
научно-учебный, научно-технический, естественнонаучный подстили, а также
подстили некоторых гуманитарных наук и физико-математических наук [71, с.
17-18]. Г.Я. Солганик и Т.С. Дроняева отмечают 4 подстиля: собственно научный,
учебно-научный, научно-популярный и технический [66, с. 12-13].
Мы обычно рассматриваем следующие
подстили НС: собственно научный, учебно-научный (научно-учебный) и научно-популярный.
Собственно
научный подстиль
иначе называют академическим и представлен текстами, которые готовят ученые для
своих коллег (монографии, статьи, доклады, выступления на различных конференциях
и др.). В данном подстиле обсуждаются актуальные проблемы, в научный оборот
ученые вводят новые термины, аргументируя их появления. При этом в первую
очередь используются цитаты авторитетных исследователей.
Учебно-научный
подстиль
является ослабленным академическим подстилем и представлен в учебниках, в
учебных и учебно-методических пособиях, лекциях, докладах и рефератах, в объяснениях
на занятиях. В нем прослеживаются закрепление и передача научных знаний тем,
кто стремится получить образование. Изложение в таких текстах проводится по
принципу «от незнания к знанию, от
мéньшего знания к бóльшему» [66, с. 13]. Новые термины и понятия вводятся с
опорой на известные и подробно объясняются в зависимости от возраста аудитории.
При этом совершенно новые термины и понятия не употребляются.
Научно-популярный
подстиль
близок к художественному и публицистическому стилям и представлен в различных
формах публичных выступлений по наиболее злободневным темам с точки зрения
науки. Иногда данный подстиль относят к публицистическому стилю, не обращая внимания
на то, что рассматриваемый подстиль НС выполняет функцию передачи научной
информации в доступной для многих форме. В таком выступлении терминологическая
лексика подробно объясняется и присутствует в минимальном количестве, и она
вводится с опорой на бытовое сознание читателей (зрителей) и на их практический
опыт. В нем не допускаются громоздкие синтаксические конструкции и часто
используются эмоциональные элементы, а также средства речевой выразительности.
4.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль (ОДС) - это совокупность языковых средств, функция
которых - обслуживание сферы официально-деловых отношений.
ОДС иначе называют деловой речью, что
свидетельствует о том, что данный стиль является самым древним из книжных стилей,
а его истоки мы находим в деловой речи эпохи Киевского государства, в котором
юридические документы создавались уже в XIX
веке.
Данный стиль ещё называют
административным, так как он обслуживает сферу правовых отношений:
законодательство и делопроизводство.
ОДС
в основном функционирует в письменной форме речи. При этом не исключается и его
реализация в устной форме (выступления государственных и общественных деятелей на собраниях, приёмах и
т.д.) Устную форму ОДС характеризуют полный стиль произношения,
особая выразительность интонации, логические ударения. В устной речи
недопустимы неправильные ударения и нелитературное произношение.
Обычная
форма реализации ОДС – это монолог (заявление, докладная, объяснительная и
др.). В нем в основном имеет место предварительный отбор языковых средств.
В
деловой речи обычно реализуются две функции языка: информативная (сообщения)
и волюнтативная
(повеление). В справке заключена информация, в приказе – повеление, в протоколе
– и информация (слушали) и повеление (постановили).
Важнейшие функции ОДС – сообщение
и повеление
- реализуются в таких
официальных документах, как законы, постановления, указы, приказы и т. д.
Для лексики ОДС характерно употребление
специальных, закрепившихся в нем слов и устойчивых сочетаний – так называемых
канцеляризмов, ср.: рекомендовать,
постановили, ходатайство, предъявить иск и др. В области морфологии ОДС
прежде всего свойственно использование существительных на –ние (-ение), ср.: постановление, исполнение, решение, объявление и др. Типичным для синтаксиса
ОДС является образование глагольных словосочетаний с именем существительным,
ср,: объявить благодарность вместо поблагодарить,
принять решение вместо решить
и др.
В составе ОДС выделяют подстили: а)
собственно законодательный (закон, указ и пр.); б) административно-канцелярский
(распоряжение, приказ и пр.); в) дипломатический (нота, соглашение и пр.).
К
деловым текстам предъявляются такие требования, без которых деловой текст не
может стать документом. Это содержательная
полнота – число, время, фамилия, номер и т.д.; точность – указание объективных фактов; ясность – употребление слов в прямом значении, наличие тавтологии
(повторение одного и того же); лаконичность
– это отсутствие эмоциональности, экспрессивности, использование минимального
количества слов для передачи мысли.
Служебной же информации предъявляются
следующие общие требования: достоверность, (объективность), актуальность, необходимость,
новизна (своевременность), убедительность (аргументированность), полнота
(достаточная информация).
Основным понятием ОДС является документ. Это деловая бумага,
оформленная с учётом соответствующих норм и правил, служащая доказательством
чего-либо, подтверждающая право на что-либо и имеющая юридическую силу.
Выделяют следующие документы по степени
стандартизации:
1) документы, которые без стандартной
формы теряют юридическую силу (паспорт, диплом и др.);
2) документы, не имеющие стандартной
формы, но для удобства их использования составляемые по определённому образцу
(договоры, соглашения и др.);
3) документы, не требующие при их
составлении обязательно заданной формы (протоколы, отчёты и др.) [27, с. 63].
Любой официальный документ в социальном
плане выполняет много функций (полифункционален), что позволяет ему удовлетворять
различные человеческие потребности. Среди функций документа выделяют общие
и специальные функции.
Общими
функциями документа являются:
1) информационная – любой документ
создаётся для сохранения информации; 2) социальная – документ является значимым
объектом, поскольку порождён той или
иной социальной потребностью; 3) коммуникативная – документ выступает в
качестве средства связи между отдельными учреждениями; 4) культурная функция -
документ – это средство закрепления и передачи культурных традиций, этапов
развития цивилизации.
Специальными функциями документа
являются:
1) управленческая – документ является
инструментом управления; этой функцией наделены так называемые управленческие документы
(плановые, отчетные, организационно-распорядительные и др.), специально создаваемые
для целей управления; 2) правовая – документ является средством закрепления и
изменения правовых норм в обществе. Правовую функцию выполняют законодательные
и правовые нормативные акты, а также документы, приобретающие правовую функцию
на время; 3) функция исторического источника – документ выступает в качестве
источника исторических сведений о развитии общества [18, с. 308-309].
Юридическая сила документа
обеспечивается комплексом реквизитов, являющихся обязательными элементами оформления
документа. К ним относятся: наименование автора документа, наименование
адресата, подпись, дата, номер документа, печать и т. д. Совокупность
реквизитов и схема их расположения на документе составляют формуляр документа.
К примеру, схема расположения реквизитов заявления имеет следующую
последовательность: 1) наименование адресата; 2) наименование адресанта; 3) наименование
документа; 4) формулировка просьбы (жалобы, предложения, краткая аргументация);
5) дата; 6) подпись [35, с. 219-220].
Документы по фактору адресации разделяют
на внутреннюю и внешнюю переписку. Внутреннюю
деловую переписку называют служебной
документацией, и ее ведут между должностными лицами, подразделениями одной
организации, в которой адресат и адресант находятся в отношениях должностного соподчинения.
Внешняя деловая переписка называется официальными
письмами и ведётся между различными организациями, которые не состоят в
прямом подчинении по отношению к друг к другу.
В зависимости от содержания и назначения
выделяют распорядительные, отчётные,
плановые и другие документы, каждый из которых характеризуется общностью требований, предъявляемых к содержанию и языковому оформлению документа.
Различают плановую, управленческую,
научную и другие виды документов в зависимости от того, к какой сфере
человеческой деятельности относится документируемая информация.
В зависимости от фактора доступности
информации документы бывают открытого
пользования, ограниченного доступа и
конфиденциального характера. Документы разделяют на срочные, второстепенные, итоговые, периодические в зависимости от
сроков исполнения. По критерию первичности происхождения различают оригинал (первый экземпляр) и копию (все остальные экземпляры) [18, с.
330-331].
5.
Публицистический стиль
Публицистический стиль (ПС) – это стиль средств массовой информации, в котором
реализуются воздействующая и информативная функции языка.
Данный стиль
является наиболее популярным, поскольку его распространению способствуют СМИ. В
переводе с латинского языка (лат. publicus) это стиль означает общественный,
который иначе называют газетно-публицистическим стилем, т.к. произведения
рассматриваемого функционального стиля в основном печатались в газетах.
Отличительной особенностью ПС является его
многожанровость. Выделяют следующие жанры публицистического стиля: информационные
(заметка, репортаж, отчёт, хроника, обозрение и др.), аналитические
(статья, корреспонденция, обзор,
рецензия, комментарий и др.), художественно-публицистический (очерк, фельетон, памфлет и др.).
Основные его
функции ПС – воздействия и информация – способствуют выделению типичных
особенностей исследуемого стиля. Это императивность, повышенная эмоциональность,
оценочное отношение к сообщаемому факту. Кроме этого, ПС свойственны
чередование стандарта и экспрессии, экономия языковых средств, доходчивость или
лаконичность, последовательность изложения материала при информативной
насыщенности, диалогизация речи, функционирование в устной и письменной формах,
наличие индивидуального авторского «Я» и др. Указанные специфические признаки дают
основание подчеркивать, что в настоящее время ПС условно является книжным
стилем и стремится выходить за пределы литературной нормы. Дополним последнюю
мысль словами А.А. Мурашова: «К
сожалению, в целом публицистика все более становится источником речевых ошибок,
жаргонизируется, игнорируя нормы русской речи и веками утверждавшейся
нравственности» [44, с. 325].
Фонетические особенности ПС связаны с
устной формой реализации по электронным средствам большинства публицистических
произведений последнего времени. Каждому жанру устной публицистики свойственно
свое произношение. К примеру, нейтральное произношение у диктора, читающего
официальную хронику (Новости, Время и
пр.), книжное торжественное – у диктора, читающего важное правительственное
сообщение о том, как будут отмечать 9 мая.
Основой
произношения в устной публицистике являются нейтральный и книжный стили. Как
отклонение, имеющее стилистическую значимость, воспринимаются возвышенный и
разговорный стили.
Интонация в ПС,
в отличие от интонации в РОС, является осознанным, преднамеренным средством
воздействия на слушателя с целью вызвать у него определенную эмоциональную и
волевую реакцию [70, с. 187].
Для лексики ПС характерны устойчивые
сочетания - словесные блоки (уровень
жизни, вести переговоры и др.), метафоризация речи (белое золото, кровавый переворот и др.), общественно-политические
слова (выборы, демократизация, плюрализм,
общественность и др.), частое использование оценочных слов (марионетка, верхушка, ретроград, грязь и
др.), научная терминология (холдинг,
инвестиция, дилер, спонсор и др.), разговорные слова и фразеологизмы (вешать лапшу на уши, схлопотать, орава, прихватизация
и др.) и пр.
В области морфологии ПС имеет
следующие особенности: частое употребление прилагательных и наречий с оценочным
значением (серьезный, значительный,
презрительно, великодушно и др.); использование абстрактных существительных
во мн.ч. (разговоры, инициативы, свободы,
власти и др.); применение императивные формы глагола (Так держать! Решим вопрос!
И др.); реализация в речи существительных с разговорными окончаниями (в цеху, в отпуску, договора, выбора и
др.); употребление существительных в собирательном значении (пенсионер, избиратель, читатель, слушатель
и др.) и пр.
Среди синтаксических особенностей ПС сдедует выделять
следующие: использование восклицательных и вопросительных предложений;
применение различных односоставных предложений и эллиптических элементов,
частое нарушение обычного порядка слов; наличие повторов и вводных слов и
конструкций; использование монологической речи и пр.
Выделяют
следующие подстили ПС:
1) подстиль
современных СМИ;
2) ораторский
публицистический подстиль;
3) парламентская
речь как подстиль ПС.
В то же время в
учебной литературе представлена и другая классификация: «Публицистический стиль считается особенно сложным и разветвленным,
характеризующимся многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями.
Основные его подстили - политико-агитационный (воззвания, приказы, прокламация), официальный
политико-идеологический (партийные
документы), собственно публицистический – в узком смысле слова (памфлеты,
очерки, фельетоны и т.п.), газетный» [61, с. 37].
В подстиле
современных СМИ имеют место необычные, новые метафоры, речевые штампы,
жаргонные вкрапления и т.д. В ораторском публицистическом подстиле используются
большое количество фигур, а в подстиле парламентской речи представлено насыщение
выступлений специальными словами и выражениями.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
СТИЛИ
РУССКОГО ЯЗЫКА
(Практическое
занятие)
План
Стилистика. История
вопроса. Классификация стилей по М.В. Ломоносову, А.Х. Востокову и М.В. Панову.
Функциональная стилистика. Особенности разговорно-обиходного стиля. Специфика
стиля художественной литературы.
Задания
Задание 1. Опрос теории
1. Что такое стилистика?
2. Расскажите историю русской стилистики.
3. Кто является основоположником русской стилистики?
4. Какие стили выделяли М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков,
М.В. Панов?
5. Какие стилистики вам известны?
6. Что такое функциональная стилистика?
7. Назовите функциональные стили?
8. Что такое нейтральная лексика?
9. Что такое разговорно-обиходный стиль?
10. Что такое разговорная лексика?
11. Расскажите об особенностях разговорно-обиходного
стиля.
12. Что такое стиль художественной речи?
13. Расскажите об особенностях стиля художественной речи.
Задание 2. Словарно–орфографическая работа. К
какому стилю следует отнести данные слова? Составьте с ними словосочетания.
Инстинкт,
интеллект, интеллигентность, интенция, интерактивность, интроверсия, интуиция,
инфантилизм, истерия, катарсис.
Задание 3. Распределите слова по группам по образцу.
Образец
НС
|
ПС
|
ОДС
|
аннотация
|
заметка
|
докладная
|
Аннотация, выговор, договор, доклад, докладная, жалоба (рекламация), заметка, запрет, запрос, заявление, инструкция, интервью, комментарий, коммюнике, конвенция, контракт, корреспонденция,
меморандум, монография, обозрение, объяснительная,
отчет, очерк, памфлет, приказ,
прошение, распоряжение, резюме, рекомендация, репортаж, реферат, рецензия,
соглашение, статья, учебник, фельетон, хроника.
Задание 4. Подготовьте
мини-конспекты по вопросам «Разговорный стиль» и «Художественный стиль»,
используя пособия «Русский язык и культура речи» И.Б. Голуб [27, с.
26-33] и «Стилистика русского языка. Теоретический курс» В.П. Москвина [43, с. 600-610].
Задание 5. Прочитайте какой-нибудь
рассказ со временного русского писателя и опишите авторское повествование и
речи персонажей с точки зрения их принадлежности к одному из функциональных
стилей.
Задание 6. Чтение и обсуждение
рефератов.
История стилистики
русского языка
Культура речи и
стилистика
Особенности
разговорно-обиходного стиля
Особенности языка
художественной литературы
Функциональная
стилистика
Занятие № 6. Научный и
официально-деловой стили
(практическое занятие)
План
Характеристика
и особенности научного стиля. Основное назначение стиля. Специфика
использования элементов различных языковых уровней в научной сфере. Речевые
нормы учебной и научной сфер деятельности. Разновидности: статья, тезисы,
доклад, реферат, рецензия, очерк, научное эссе и др.
Определение официально–делового стиля. Разновидности. Функции и языковые
особенности (орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические).
Образцы деловых бумаг и требования к ним (содержательная полнота, точность,
ясность, лаконичность и др.). Документ. Общие и специальные функции документа.
Юридическая сила документа. Виды документов. Реквизит и формуляр документа.
Комплекс реквизитов. Схема расположения реквизитов. Классификация документов
(по степени стандартизации, по содержанию и назначению, по фактору доступности,
по срокам исполнения и др.). Внутренняя
и внешняя деловые переписки. Служебная документация. Официальное письмо.
Оригинал и копия.
Задания
Задание 1. Опрос теории.
1. Что такое научный стиль (НС)?
2. Каково основное назначение НС?
3. Назовите основные формы НС.
4. Какими качествами должен обладать НС?
5. Что такое научная статья?
6. Дайте особенности НС.
7. Назовите основные подстили НС.
8. Что такое собственно научные подстиль?
9. Дайте определение научно–учебного подстиля.
10. Каковы характерные особенности научно-популярного подстиля?
Задание 2. Прочитайте теоретический материал по учебнику Л.А. Введенской, Л.Г.
Павловой, Е.Ю. Кашаевой «Русский
язык и культура речи» [17, с.
63-64]. На что обращают внимание авторы?
Задание 3. Прочитайте терминологический минимум по изучаемому предмету в
Приложениях (с.
115-117). Определения новых для вас терминов запишите в тетради.
Задание 4. Поработайте с толковым словарем русского языка и определите по нему
значения слов учебник, монография,
статья, доклад, аннотация, рецензия. Придумайте по одному предложению с каждым
словом.
Задание 5. Запишите 20 определений терминов по
специальности.
Задание 6. Придумайте предложения, используя данные термины.
Задание 7. Запишите по 10 названий учебников и монографий.
Задание 8. Вспомните определения частей речи.
Задание 9. Подберите научные тексты по социальной, психологической, философской,
исторической, юридической и лингвистической темам.
Задание 10. Подготовьте рецензию на одну из подобранных статей.
Задание 11. Выпишите из любого текста те слова и термины, которые относятся к
научному стилю [27; 31; 35 и др.].
ОДС
Задание 12. Письменный опрос теории по вариантам (см. образец в Приложениях, с.
200).
Задание 13. Творческая работа. Используя
данные ниже слова, придумайте мини-сочинение по теме «Заявление в ООН или в СЕ
по поводу ущемления прав пенсионера».
Гарантия, инсинуация,
дискредитация, дискриминация, ассимиляция,
национализм, ходатайство, шовинизм, эгалитаризм, эгоизм, экспертиза,
эмансипация, экстрадиция, экспансия, эмиграция, криминал.
Задание 14.
Объясните значение следующих терминов и придумайте с ними словосочетания:
выговор, договор, докладная, жалоба (рекламация),
запрет, запрос, заявление, инструкция,
контракт, объяснительная.
Задание 15. Исправьте ошибки в объяснительных.
Объяснительная
Я ушел с университета, с вашей пары т.к. у меня сильно болела голова. Я
хотел написать заявление в деканат, но декана не было, была закрыта дверь, по
этому я стал Вас ждать, но мне сказали что потом можно объяснить преподователю
лично. И я поверил старшекурсникам.
Узайлиев А.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
объеснительная.
Преподоватилю Малику Джамалудиновичу.
Меня небыло на прошлом занятии с вязи с тем что я была в отезде. Прошу
меня извенить. Омарова Алия. 4 группа.
6.10.15 г.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
преподавателю русского языка
и культуры речи Малику Джамалутдиновичу
от студентки 1 курса соцфака 4 группы
Шихахмедовой Барият.
Объяснительная.
5 сентября на четвертой паре,
т.е. на паре русского языка, я отсутствовала, потому что за мной приехал мой
опекун. Это было срочно. Ждать мы не могли. Он опоздал бы на рейс. Я хотела
отпроситься, но не успела.
----------------------------------------------------
Задание 16.
Напишите заявления:
а) с просьбой перевести вас на
другой факультет;
б) с просьбой разрешить вам академический
отпуск;
в) с просьбой принять вас на
работу.
Задание 17. Исправьте ошибки в оформлении доверенности.
Доверенность
Я, Магомедова К.А., доверяю
моему мужу, Магомедову С. Р., получить мою зарплату за август месяц. В связи с
тем, что я нездорова и нахожусь в больнице.
21 сентября 2015 года. К.А. Магомедова
Задание 18. Прочитайте доверенность,
написанную К.И. Чуковским. На чем основан юмористический эффект этого послания?
Можно ли считать его официальным документом?
Доверенность
Пусть Воронину Сергею отдадут
мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не
растратит [17, с. 489].
Задание 19. Напишите доверенность на получение стипендии, соблюдая все правила
оформления реквизитов документа.
Задание 20. Подготовьте автобиографию и биографию любимого писателя.
Задание 21. Тестирование по теме [73, с. 32-41].
Задание 22. Чтение и обсуждение
рефератов.
Жанровое разнообразие
официально–делового стиля
Общая характеристика научного стиля
Общая
характеристика официально–делового стиля
Особенности научного стиля
Особенности
официально–делового стиля
Профессионализмы и терминологическая лексика
Разновидности научного стиля
Типы
документов
Занятие № 7. Публицистический стиль
(семинар + практическое занятие)
План
Характеристика и особенности публицистического
стиля (лексика, словообразование, морфология, синтаксис). Речевые стандарты,
клише, штампы. Основные функции. Жанровая дифференциация и отбор языковых
средств в стиле.
Задания
Задание 1. Опрос теории
1. Что такое публицистический стиль (ПС)?
2. Когда появилась первая русская газета? Как она называлась?
3. Когда возник ПС в России?
4. Каковы основные цели ПС?
5. Назовите основные функции ПС.
6. Каковы основные особенности ПС?
7. Расскажите о жанровой специфике ПС.
8. Назовите основные подстили ПС.
9. Дайте основные особенности аналитических, художественно–публицистических
и информационных жанров.
10. Какие новые разновидности ПС можно обнаружить в СМИ?
11. Каковы особенности стиля современных СМИ?
Задание 2. Подготовьте сочинение «Мои
первые впечатления от университета» (Задание преподаватель дает заранее, на
первом же занятии).
Задание 3. Вы заранее подготовили сочинение по теме «Мои первые впечатления от университета». Подготовьте заметку под таким
же названием в газету «Дагестанский
университет». Чем заметка отличается от сочинения?
Задание 4. Чем, на ваш взгляд, отличаются рубрики дагестанских газет «Дагестанская правда», «Молодежь Дагестана», «Новое дело» и «Черновик»? Сравните стили указанных бумажных СМИ и вузовской газеты
«Дагестанский университет».
Задание 5. Придумайте 10 названий статей для местной молодежной прессы.
Образцы:
Под снегом только грязь.
Что имеем – не храним,
потерявши – плачем.
Задание 6. Выпишите из текста Олега Ширяева
«Слухи встали на службу бизнесу» те
слова и термины, которые относятся к публицистическому стилю [60, с. 241-243].
Задание 7. Чтение и обсуждение рефератов.
Жанровое своеобразие
публицистического стиля
Общая характеристика
публицистического стиля
Особенности публицистического стиля
Очерк
Памфлет
Статья
Фельетон
……………………………………………
ОБРАЗЦЫ
НЕКОТОРЫХ ДЕЛОВЫХ БУМАГ
Образец
личной доверенности
Д О В Е Р Е Н Н О
С Т Ь
Я, Нагиев Ислам
Даниялович, проживающий по адресу г. Махачкала, пр. Ленина, 10, кв. 18, в связи
с болезнью доверяю своему брату Нагиеву Ахмеду Данияловичу, проживающему по
адресу г. Махачкала, пр. имама Шамиля, 44, кв. 13, получить на заводе им. М.
Гаджиева мою зарплату за август 2017 г.
12 сентября 2017
г. (личная подпись) И.Д. Нагиев
Подпись Нагиева
И.Д. удостоверяю
Главный врач
городской больницы № 1
12 сентября 2017
г. (личная подпись) М.С. Магомедов
Печать
организации
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Образец
личного заявления
Ректору ДГУ
проф. Рабаданову
М.Х.
бакалавра 1 к. социального ф-та
Магомедсаламова К.Д.
З А Я В Л Е Н И
Е
Прошу Вас
выделить финансовые средства для проведения мероприятия, посвященного Дню
учителя.
3 октября 2017
г. / личная подпись/ К.Д. Магомедов
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Образец докладной записки
Декану
социального факультета
проф.
Магомедсултанову И.И.
куратора 1 курса
Магомедова И.С.
ДОКЛАДНАЯ
ЗАПИСКА
Ставлю Вас в известность, что в аудитории № 21 не хватает
20 стульев. Прошу Вас выделить средства из внебюджетного фонда факультета для
приобретения указанного количества стульев.
Дата (личная
подпись) И.С. Магомедов
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Образец
объяснительной
Декану
социального факультета
проф.
Магомедсултанову И.И.
бакалавра 1
курса (2 гр.)
Алибекова М.К.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ
18 сентября 2017
г. у нас не было 2-й пары, т. к. преподаватель не явился. В связи с тем, что у
меня появилось свободное время, я до 3-й пары решил поработать в библиотеке.
Из-за проливного дождя, который шел целый день, маршрутные такси ездили
медленно. Когда вернулся из библиотеки, 3-я пара уже началась и меня дежурный
не пустил в корпус. По этой причине я отсутствовал на занятии по русскому языку
и культуре речи. Обещаю, что впредь такое не повторится, а пропущенное занятие
обязательно отработаю.
21 сентября 2017
г. (личная подпись) М.К. Алибеков
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Образец
справки
СПРАВКА
Угловой штамп учреждения
Число и номер справки
Настоящая справка дана Магомедову
Мухтару Исрафиловичу в том, что он учится на 1 курсе факультета психологии и
философии ДГУ.
Справка дана для
представления в Ленинский районный военный комиссариат г. Махачкалы.
Начальник (личная подпись) Л.Е. Максимова
отдела кадров ДГУ
Печать
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Образец расписки
Р А С П И С К А
Я, Ахмедова Маркизат Рамазановна, бакалавр 1 курса
факультета психологии и философии ДГУ, получила от танцевального коллектива
«Лезгинка» национальную танцевальную одежду на 2 (два) месяца.
Дата (личная подпись) М.Р. Ахмедова
.............................................................................................
Образец резюме
Алиев
Магомед Ахмедович
|
||
Дата и место
рождения
|
10 января 2000 г., г. Махачкала
|
|
Адрес, телефон
|
367025, Республика Дагестан, г. Махачкала,
ул. К. Агасиева, д. 40, кв. 10
Тел. 63-64-65; 8-928-500-40-30
|
|
Семейное положение
|
холост
|
|
Цель
|
||
Получение должности психолога в
Дагестанской нефтяной компании
|
||
Образование
|
||
2017–2021 гг.
|
Дагестанский
государственный университет, факультет психологии и философии. Специальность:
психолог-бакалавр
|
|
2021–2023 гг.
|
Психолог-магистр
|
|
Опыт
работы
|
||
15 августа 2023 г. – по настоящее
время.
|
Детское учреждение «Дети гор», психолог.
|
|
Дополнительная
информация
|
||
Технические
навыки
|
MS
Windows 2000, Word, Excel, DOS.
Офисное оборудование (факс, модем, сервер,
копировальные аппараты), работа в Интернете
|
|
Знание
иностранных
языков
|
Английский и турецкий языки – свободно.
Французский и арабский языки – читаю, перевожу со словарем
|
|
Водительские права
|
Водительские права категории "В",
стаж вождения 5 лет
|
|
Возможные
командировки
|
Имею загранпаспорт, возможны командировки
|
|
Личные качества
|
Энергичен, пунктуален, хороший организатор
|
|
Хобби
|
Занимаюсь спортом (футбол, бокс, борьба,
плавание)
|
|
Дата составления
|
5 октября 2023 г.
|
|
👍👍 Спасибо за образцы
ОтветитьУдалить