УДК 82.085:37
О РИТОРИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ
ТЕКСТОВ
НА ДАГЕСТАНСКУЮ СТУДЕНЧЕСКУЮ
АУДИТОРИЮ
М.Д. Ваджибов
Аннотация. В
статье отражен вопрос о риторическом воздействии текстов на дагестанскую
студенческую аудиторию. Отмечены наиболее интересные произведения, которые
оказывают положительное влияние на речевое поведение поликультурной
студенческой молодежи и которыми рекомендуем пользоваться на занятиях.
Восприятие содержания текста студентом зависит и от мастерства того, кто речь
произносит. Это, естественно, приводит к экспромтному созданию студентом
вторичного текста в виде риторического анализа, что очень важно для достижения
прежде всего двух целей – учебной и воспитательной.
Ключевые слова:
риторика, воздействие, текст, речь, дагестанская студенческая аудитория.
Риторическое воздействие как
элемент воспитания через речь является одним из важнейших компонентов
формирования студента как личности. Поэтому в статье мы не разграничиваем
понятия «речевое воздействие» и «риторическое воздействие» и
рассматриваем их как синонимы, ибо любой текст – устный или письменный -
является целенаправленным речевым воздействием оратора или автора на
миропонимание, психику слушателя или зрителя.
Отметим, что для нас текст – это
не только записанная речь. Такой текст может быть устным и письменным [3, с.
507]. При этом не важно, каков текст по объему – большой или маленький, одно
предложение или целый абзац. Это может быть притча, тост, анекдот, пословица,
частушка, четверостишие, эссе, маленький рассказ, отрывок из произведения,
небольшая история, какое-то устное или письменное описание, монолог, диалог,
цитата, афоризм, интересное высказывание и т.д.
Будущий специалист должен не
только качественно работать, но и умело пользоваться навыками говорения и
слушания. В этом ракурсе обучение студента риторическим знаниям через
иллюстративный материал является своевременным. Кроме того, современная
риторика - неориторика – это наука об убеждающей коммуникации, наука
воздействия через вербалику и невербалику. А словесное убеждение посредством
риторического текста, естественно, воздействует на речевое поведение
конкретного лица – индивидуума, публики, аудитории. Поэтому актуальным считаем
подбор текстов, влияющих и на речь, и на поведение учащегося дагестанца.
При применении текста учитываем аксиологический критерий, что помогает
выявлению ценностной направленности материала. Риторическое мастерство самого лектора также имеет
определенную значимость. Не всякий оратор способен воздействовать на слушателя
– это зависит в первую очередь от интересов и мировоззрения конкретного
студента и от накопленных им теоретических и практических знаний.
Воспитание при определенных условиях помогает формированию устойчивых
признаков, способствующих преодолению кризисных барьеров, каковых предостаточно
в любом обществе. И это важно в современном Дагестане, в котором прежние
нравственные ориентиры утратились, а новые реформы пока не закрепились:
разрабатываемые правила для общения в многонациональном социуме не совершенны и
не адаптированы к условиям специфической ментальности поликультурного общества.
По опыту работы знаем, что речь
для дагестанской студенческой аудитории бывает эффективной, если:
1) примеры как форма устного или
письменного текста взяты из той области, которая так или иначе связана с родным
краем;
2) сочинения представляют собой
отражение самобытной культуры, которая отличает один этнос от другого;
3) демонстрация дискурса
обязательно сопровождается со специфическими локальными нравственного элементами;
4) фрагмент выступления выражает
глобальные молодежные интересы и т.д.
Уместными для риторического
воздействия на аудиторию считаем тексты, данные в многочисленных учебниках,
учебных и учебно-методических пособиях по ораторскому искусству. Среди них
особо хочется выделить маленькие, в основном автологические произведения А.П.
Чехова. Это такие рассказы, как «Оратор», «Донесение», «Хорошая
новость», «Толстый и тонкий», «Ушла», «Скучная история»,
«Человек в футляре» и др. Помимо этого, студентам предлагаем отрывки из
художественных произведений классиков русской литературы А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, А.А. Блока и др., а также
ряд сочинений современных российских авторов.
Востребованы в дагестанском
обществе и труды местных мастеров слова, в которых отражено своеобразие горского
колорита и которые выступают мощной силой воспитания подрастающего поколения. В
таких работах акцент делается прежде всего на патриотических чувствах,
сопряженных с интернационализмом. Если тексты-рассуждения можно черпать из
региональных СМИ, то в качестве текстов-описаний и текстов-повествований можно
использовать отрывки из трудов дагестанских поэтов и писателей. Это
произведения Ф. Алиевой, А. Абу-Бакара, К. Меджидова, М. Митарова, Э. Капиева и
др., в которых представлена самобытность, история и специфика сосуществования
республиканских этносов.
Особняком стоит творчество Р.Г.
Гамзатова. Поскольку текст должен быть современен, актуален, на злобу дня, то
не теряют своей свежести, важности, своевременности, востребованности
произведения поэта. Уместными и действенными в риторике считаем высказывания из
книги «Мой Дагестан», ставшие крылатыми, ср.: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из
пушки. Абуталиб сказал»
[2, с. 5]; «Слово, сорвавшееся с языка, -
все равно что конь, опустившийся с крутой и узкой горной тропы на привольное
ровное место» [2, с. 50]; «ГОВОРЯТ: и
красивый дом может рухнуть, если стены у него непрочные» [2, с. 43] и др.
Такой текст Расула Гамзатова, как
«Конституция горца» или «Мой Дагестан», сам может риторически
повлиять на аудиторию, ибо, на наш взгляд, является практическим руководством
обучения красноречию – настольной книгой для молодого дагестанца-патриота. Нами
составлен перечень дагестанских риторических текстов, среди которых не только
«Мой Дагестан» и «Конституция горца» Р. Гамзатова, но и его «Три горских
тоста», «Тост» и целый ряд стихотворных произведений, а также стихи С.
Стальского и Е. Эмина, проза Ф. Алиевой и Э. Капиева, повести А. Абу-Бакара,
поэмы М. Митарова, новеллы Х. Авшалумова и др. Брать тексты для занятий можно и
из книг, посвященных ритуалам, традициям, истории народов Дагестана. Мы в свою
очередь предлагаем молодежи обращаться к местным русскоязычным СМИ, в которых
дается речевое поведение молодого человека, что, естественно, повлияет на
риторическое воспитание читающего, слушающего, смотрящего. Кстати, при этом мы
не забываем о том, что в современном обществе в действительности перестали писать
художественные или публицистические произведения, которые могут быть востребованы
для положительного воздействия на социум. Большинство новых опубликованных
работ не выдерживают никакой критики, т.к. в таких текстах-речах нарушены
элементарные этические и коммуникативные правила общения. Для обоснования этого
высказывания достаточно заглянуть в Интернет, который пестрит многочисленными
низкосортными текстами с изобилием бранной и нецензурной лексики.
На занятиях по риторике мы обычно
пользуемся и рубаи Омара Хайяма, которые могут украсить любое риторическое
мероприятие, т.к. четверостишия великого поэта Востока ближе к мировосприятию
дагестанцев. Очень поучительны восточные сказки и народный фольклор. Следует
также выделить рассказы Шехерезады из «Тысячи и одной ночи», анекдоты про Моллу
Насреддина, религиозные и другие притчи и пр. На риторических занятиях могут
быть представлены и тексты ряда восточных авторов, чей менталитет похож на дагестанский.
Электронный или бумажный вариант
текста не только является источником знаний, но и выступает в роли
риторического воспитателя, будь это новеллы А.П. Чехова или стихи А.С. Пушкина,
проза Л.Н. Толстого или поэзия А.А. Блока, лирика Р.Г. Гамзатова или
патриотические произведения С. Стальского и т.д., российское образование или
современное мироустройство, социальная политика или экономическая ситуация,
научно-популярная лекция или развлекательный текст и т.д.
Обязательны для риторического
воздействия и научные тексты по получаемой студентом профессии. При этом
оптимальными считаем труды духовного, судебного, политического и бытового
красноречий.
Академическое красноречие с
риторической точки зрения менее влиятельно на студенческую аудиторию. Вот
почему научная речь чаще всего не может выступать как риторический текст, хотя
является аргументированной, ибо пользуется объективными данными - фактами. Такая
речь воздействует на формирование научного мировоззрения. При этом риторическая
наука способствует логическому построению речи. Поэтому на занятиях
целесообразно использовать фрагменты из работ античных ораторов и теоретиков
риторики – Сократа, Платона, Аристотеля, Демосфена, Цицерона, Квинтилиана и
др., высказывания отечественных исследователей красноречия – М.В. Ломоносова,
Н.Н. Кошанского, Ю.М. Лотмана, Ю.В. Рождественского, В.И. Аннушкина, А.А. Волкова,
Н.А. Ипполитовой и др. При работе со студентами мы прибегаем и к цитированию
интересных и запоминающихся афоризмов из трудов зарубежных авторов - Д.
Карнеги, П. Сопера, Ф. Наумана и др. Опираться на дагестанскую риторическую
науку не представляется возможным, т.к. красноречие в Дагестане еще не стало объектом
специальных исследований.
Сильнейшими средствами влияния на
аудиторию являются религиозные произведения. Такие тексты действительно влияют
на молодого человека – они воспитывают в студенте проявление различных
положительных качеств. Мы постоянно наблюдаем, как внимательны студенты при
изучении духовного красноречия, как продуктивно проходит занятие по данной
теме.
Эффективность речевого
воздействия зависит от того, ориентирована ли аудитория на положительное
риторическое воспитание. Мы считаем, что любая технология
обучения риторике должна воздействовать на юношу, причем только в положительном
смысле данного слова. Для этого важна технология самостоятельного чтения, от
которого зависит полезная увлеченность студента досугом. Не случайно ряд
источников мы рекомендуем для внеаудиторного чтения, ибо такая работа также
может риторически повлиять на читающего. Это труды Плутарха, А. Пиза, А.Ф.
Кони, П. Сергеича, А.С. Макаренко, И.Л. Андроникова, А.А. Леонтьева, Д.С.
Лихачева, С.Ф. Ивановой и др. Результативно
и коллективное чтение публицистических произведений или студенческих сочинений
на занятии. А игровые моменты и тренинги, в которых проявляется студенческая
креативность и в которых используются различные виды текстов, ускоряют процесс
выработки определенных риторических навыков.
Констатируем, что становление
студенческой риторической личности происходит под воздействием ораторского
мастерства взрослого и при взаимодействии с речевыми особенностями ровесников –
риторических носителей языка. Молодой человек копирует часто не только учителя,
но и однокурсника, если его можно считать образцом для подражания. Все зависит
от великой силы слова, уместно употребленной в соответствии с поставленной
задачей. Умелое использование того или иного концепта при подходящей
выразительной интонации впечатляет воображение слушающего или читающего. При
этом юноши и девушки задумываются над тем, что можно говорить или можно
использовать, когда можно молчать и когда обязательно следует вмешиваться в
словесную интенцию.
Риторические тексты нами в
основном используются на практических занятиях. При этом большое внимание
уделяем комментариям к текстам – творческим работам, которые студенты пишут
заранее или готовят экспромтом в течение нескольких минут на занятии.
Обучающиеся своими выступлениями фактически готовят вторичные тексты, в которых
отражается, в какой степени тот или иной текст повлиял или повлияет на
мироощущение студентов. Кроме того, это способствует развитию логического
мышления и вырабатывает навыки составления связной речи.
Работа над подлинником
содействует рождению вторичного текста, который на основании использованных
слов, подчеркивающих специфику местного колорита, становится оригинальным
сочинением. Студентам для подготовки вторичных текстов предлагаем материалы,
которые носят рекомендательный характер. При этом востребованным является такой
вид работы, как анализ произведений и научных статей, который может быть
проведен на любом занятии. Презентация такого вида организации учебного
процесса происходит прежде всего через риторический разбор нескольких рассказов
А.П. Чехова, «Манифеста ритора» В.И. Аннушкина, ряда научных публикаций,
произведений Р.Г. Гамзатова и др. [1, с. 42, 166-168 и др.], что приводит к
бóльшей результативности.
В конце отметим, что в настоящей
статье речь идет об элокутивном воздействии, поскольку именно в элокуции
подбираются все необходимые средства для реализации мысли, именно на этапе
элокуции создается риторический текст согласно античным канонам красноречия. Отметим также то, что уместно подобранный текст
оказывает желаемое риторическое воздействие на формирование и развитие
познавательного интереса у дагестанских студентов. Такими текстами,
которыми мы обеспечиваем учащуюся молодежь, мы должны преследовать две цели: учебную и воспитательную,
которых обязательно достигаем.
Литература
1. Ваджибов М.Д. Риторика: Учебное пособие для студентов-бакалавров
гуманитарных специальностей. – Махачкала: Издательство ДГУ, 2012.
2. Гамзатов
Р.Г. Мой
Дагестан. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1975.
3. ЛЭС –
Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990.
About rhetorical influence of the text
Dagestani student audience
Vadzhibov M.D.
Abstract. This article address the issue of the impact of
rhetorical texts in Dagestan student audience. Marked the most interesting
works that have a positive impact on the verbal behavior of multicultural
college students and that we recommend to use in the classroom. The perception
of the text of a student depends on the skill of the person who utters it. This
naturally leads to the creation of a student ekspromtnomu secondary text in the
form of rhetorical analysis, which is very important to achieve primarily two
purposes - training and education.
Keywords: rhetoric effects, text, speech, Dagestan student
audience.
Статья опубликована:
Ваджибов М.Д. О риторическом воздействии текстов на дагестанскую студенческую аудиторию // VI International
scientific-methodological Conference "Urgent Problems of teaching and upbringing".
Conference proceeding. ISSN: 2298-0539. - Kutaisi, 2015. - 538 стр. – С. 377 - 380.
Комментариев нет:
Отправить комментарий