УДК 372.808.2.-061-48
Ваджибов
М.Д., кандидат филологических наук, доцент
Дагестанский
государственный университет
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РИТОРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ
В
УСЛОВИЯХ ДАГЕСТАНСКОГО ПОЛИЯЗЫЧИЯ
Аннотация.
Целью настоящей статьи является определение важности акцентологической
грамотности дагестанских студентов, которые желают и хотят выступать
риторически верно и убедительно. Дается обоснование, почему знание русского
ударения и практическое овладение им в произнесении речи считаются необходимой
частью риторической компетентности. Излагаются задачи, которые ставятся в
исследовательской работе. При этом акцент делается на вербалике дагестанской
поликультурной аудитории, которая нередко допускает акцентологические
отклонения. Описываются частотные ошибки и способы их устранения из живой
русской речи студентов-дагестанцев, для которых русский язык, официально считающийся
государственным языком на всей территории страны, обычно является вторым языком.
Рассматриваются результаты ряда исследований, опросов, наблюдений, тренировок, предлагаются
образцы устных и письменных упражнений, которые нацелены на выработку
акцентологической грамотности, для чего полезны различные задания по словесному
ударению: терминологический диктант, акцентологическая пятиминутка,
распределительный диктант, тестирование, исправление ошибок в живой речи,
составление связного текста, повторение, наблюдение за речью окружающих и пр. В статье отражены те наработки, которые
апробированы на занятиях по русскому языку и культуре речи в дагестанской
студенческой аудитории. Поскольку правильная устная речь востребована в
современном обществе, автор рекомендует бакалаврам подготовить перечень
проблемных для них русских акцентологических слов, которые билингвы или
полилингвы в условиях дагестанского многоязычия произносят неправильно и при
желании могут выучить наизусть. Данные научного исследования могут быть
использованы в речевом общении, профессиональной деятельности, а также в преподавании
ряда филологических и методико-педагогических дисциплин, учитывая то, что
обучение акцентологическим нормам русского литературного языка всегда актуально
при коммуникации в полилингвальной среде.
Ключевые слова: акцентология, риторика, грамотность, поликультурная
аудитория, дагестанский студент, задание.
В настоящей статье рассматривается
вопрос о необходимости работы над акцентологическими нормами русского языка в
дагестанской поликультурной студенческой аудитории, что, естественно, является компонентой
риторической грамотности в условиях полиязычия. Риторическая грамотность
бакалавров в современной высшей школе – одна из составляющих речевой культуры. По
нашему мнению, основным критерием в такой грамотности является нормативный
критерий, частью которого считают и правильное использование в вербальной речи акцентологической
нормы русского языка.
Неправильная
расстановка ударения не только снижает общую речевую культуру, не только
подчеркивает ораторскую некомпетентность говорящего, но и порою искажает смысл
высказывания, ибо правильное использование значения омонимичных слов в
риторическом образовании считается существенным. Поэтому регулярные
орфоэпические упражнения для устранения акцентологических ошибок способствуют
постановке целесообразной и нормативной речи. Это означает, что риторически компетентный,
грамотный человек должен быть и орфоэпически (акцентологически) грамотным.
В литературе читаем: «Справиться с русским ударением нелегко, но
трудности надо преодолевать. Если ударение в начальной форме многих и многих
слов приходится запоминать (или
проверять, заглядывая в словари-справочники), то для определения места ударения в производных формах слов тех или
иных грамматических разрядов (гýся – гусяʹ?, рéку – рекý?) существуют свои правила» [17, с.
225]. Не случайно распространено мнение о том, что «... ни одна область русского языка не вызывает
столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний», как акцентологические
нормы [11, с. 71], так как носители русской речи больше всего ошибок допускают
при расстановке ударения. Для многих дагестанских билингвов и полилингвов русский язык является неродным, вторым языком,
и в их коммуникации, по нашим наблюдениям, часто встречаются акцентологические
неточности, которые прежде всего объясняются влиянием русского языка на родные
языки.
В красноречии немаловажное значение имеет словесное ударение. С целью
преодоления омонимии словоформ оно выступает как способ выражения грамматических
значений, ср. рукá – рукŭ (род.п.
мн.ч.), рýки (им.п. мн.ч.) и др. С
помощью ударения мы различаем слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные
значения, ср.: мýка – мукá, хáос - хаόс
и др. Кроме того, с ударением связаны многие орфографические написания, ср.: разыскáть
– рόзыск, распускáть – рόспуск и
др. Несмотря на это, ударению в учебных в средних и высших заведениях не
уделяют необходимо количества часов. По нашим наблюдениям, акцентологические
отклонения от нормы рассматривают как несерьезные, несущественные ошибки, хотя
портят речь. Такие ошибки воспринимают спокойно, ибо их допускают повсеместно, и
на них не обращают пристального внимания, т. к. смысл того или иного слова, произнесенного
неправильно, якобы понятен. С таким положением мы никак не можем согласиться,
считая, что следует регулярно выполнять тренировочные упражнения для усвоения и
закрепления норм русского ударения.
На занятиях по курсу «Русский
язык и культура речи» предлагаем систематически выполнять несколько упражнений
из множества заданий, которые выработаны на основе регулярных нарушений в
расстановке ударения в речах как носителей современного русского языка - известных личностей (политиков, артистов, журналистов,
ученых
и др.), так и дагестанских студентов, а также случайных респондентов. Этому нам
помогают многолетние наблюдения за вербальным общением людей разных профессий и
интересов.
Упражнения по акцентологическим
нормам русского языка следует давать бакалаврам не только при изучении темы, но
и занятиях по другим темам, особенно по морфологии. По опыту работы знаем, что
ударение можно связать с любой темой. До выполнения заданий
мы должны познакомить бакалавров с теоретическим материалом и с подготовленным
нами акцентологическим минимумом, поработать в аудитории над произношением и
толкованием значений ряда непонятных слов [6, с. 141-143; 144-146]. При этом мы
предлагаем студентам черпать материал по теме и из других источников [8, с.
84-89; 11, с. 77-109; 13, с. 133-157 и др.], а также обращаться к акцентологическим словарям в затруднительных случаях
употребления конкретной орфоэпической единицы или формы [1; 10; 15; 16; 18 и
др.].
Бакалаврам следует
заниматься по ударению и через Интернет, т. к. в электронных вариантах
достаточно много разнообразных тестов. Помимо этого, можно пользоваться теми
тестами, которые нами опубликованы: у студентов есть возможность подготовиться
самостоятельно - в конце методических пособий даются ответы для самопроверки [6,
с. 207-213].
Можно дать наиболее подготовленным студентам написать
рефераты (доклады). Перечень тем разнообразен: 1. Русское ударение. 2. Ударения:
основное и побочное. 3. Ударение в глагольных формах. 4. Ударение в именных
формах. 5. Ударение в прилагательных и причастиях. 6. Подвижность и
неподвижность ударения. 7. Вариативность ударения. 8. Функции русского ударения
как суперсегментной единицы. 10. Особенности ударения в разных языках. 11. Почему
русское ударение словесное?
При
разработке заданий учитывается
прежде всего то, какие именно слова дагестанские студенты произносят с
неправильным ударением. Таких слов в подготовленном нами списке оказалось более
200: их мы собирали с 1999 г. Кроме того, обращаем внимание на следующие слова:
“В
современном русском языке имеется более 5000 общеупотребительных слов, у
которых зафиксировано колебание в ударении” [11, с. 73].
В литературе же читаем, что «большая
часть слов русского языка (около 96 %) отличается фиксированным ударением.
Однако оставшиеся 4 % и являются наиболее употребительными словами,
составляющими базисную лексику языка» [12, с. 9].
Даем некоторые образцы тренировочных заданий, которые апробированы и в
настоящее время применяются на практических занятиях.
Задание
1.
Подготовьте конспект по теме «Акцентологические нормы русского языка» [6, с. 60-62;
8, с. 84-89; 14, с. 62-66 и др.] и ответьте на следующее тестовое задание по
теории:
1. Раздел языка,
изучающий особенности и функции ударения, – это
а)
акцентология, б) ортология, в) семасиология, г) паузология.
2.
Ударение
выполняет следующие функции:
а)
кульминативную, б) аккумулятивную, в) форморазличительную,
г)
сигнификативную и др. [4,
с. 65].
Задание
2.
Прочитайте вслух акцентологический минимум. Выпишите на карточку те слова,
которые вы произносите неправильно [6, с. 141-143].
Задание 3. Прочитайте выразительно стихотворные тексты по практикуму по
культуре речи [14, с. 68-70]. Следите за расстановкой ударения в словах.
Задание
4. Как произносит местная молодежь
современные популярные слова типа бармен,
маркетинг, менеджмент, оптовый и др.? Продолжите этот список словами,
которые часто используются в молодежной среде и в произношении которых
допускаются акцентологические ошибки.
Задание
5.
Терминологический диктант.
Метонимия, оксиморон, синекдоха, догмат, асимметрия,
ходатайство, эксперт, факсимиле, таможня, маркетинг, диспансер, каучук,
квартал, каталог, приговор, христианин, коклюш, генезис.
Задание
6.
Орфоэпическая пятиминутка.
Дайте грушевый,
включим свет, развитая система стилей, созвонимся вечером, форзац испачкан,
исчерпать мысли, повторим тему, углубим задания, купить свёклу, избавишься от
алкоголя, качественный маркетинг, новое платье красивее старого, компетентные
ректоры и редакторы, хорошие директора и доктора.
Задание
7. Укажите функцию ударения в приведенных парах
слов.
Бéлки – белкú, гóрода –городá, крýжки - кружкú, мáло – малó, мóю –
мою′, пáрить – парúть, плáчу – плачý, прóпасть – пропáсть, рассы′пать –
рассыпáть.
Задание 8.
Перенесите ударение с одного слога на другой. Что при этом изменилось: форма
слова или значение слова?
Вóды, домá, дóрог, любúте, мóю, сéла, селó, слезý,
рассы′пать, слéзу, словá, стóит, стрелкú, стужý, узнáю, ýшки, целýю.
Задание 9.
Как объясните различие в произношении указанных ниже слов? Докажите свою мысль,
включив данные пары слов в словосочетания или в предложения.
Вáренный – варёный, нáзванный – назвáный, пúленный – пилёный,
посáженный – посажёный, сýшенный – сушёный, тóпленный – топлёный, тóченный –
точёный, ýченный – учёный.
Задание 10. Составьте связный текст под названием “Библиотечный каталог”,
используя следующие слова:
Алфавит, аналог, апостроф, библиотека, вызов, диалог, каталог,
квартал, обеспечение, облегчить, оптовый, отзыв, памятуя, первенствовать,
призыв, радушный, средство, статуя, уведомить, углубить, ходатайство.
Задание 11.
Расставьте ударения над словосочетаниями. Обратите внимание на произношение данных
сочетаний вашими друзьями и знакомыми.
Алфавитный каталог, апокалипсис для афинян, оптовый изыск, средства на
статую, украинский квартал, ходатайство экспертов о хозяевах, включим в диалог.
Задание 12.
Сгруппируйте слова согласно поведению ударения, образуя от них прилагательные.
Выпись (устар.), запись, живопись,
иконопись, клинопись, летопись, надпись, опись, перекись, перепись,
подпись, пропись, рукопись, светопись, скоропись, стенопись, тайнопись.
Задание
13.
Исправьте акцентологические ошибки в предложениях.
1. Мы приглашаем Вас прúнять участие в нашем мероприятии. 2. В Новосибирске рассмотрели вопрос о ходатáйстве об освобождении Александра
Тихонова из-под стражи. 3. Анне Вески
распределили экономистом на эстонскую тáможню. 4.
С этими денежными средствáми работают люди. 5. Депутат Государственной Думы двух сóзывов высказался против.
6. Сиротский дом надо возвратить сúротам и др.
Задание 14.
Определите значения следующих пар слов (связь акцентологии и лексики).
Составьте с ними предложения.
Брóня–броня´, запáсник–запаснúк, зáнятый–занятóй,
безóбразный–безобрáзный, характéрный–харáктерный, вúдение, видéние,
артúкул, артикýл, áтлас, атлáс, болúвар,
боливáр, шáбаш, шабáш.
Задание 15. Распределите слова в 2 столбика, учитывая поведение ударения
(Распределительный диктант).
Анатом,
астроном, гастроном, аэродром, космодром; гравиметр, дециметр, километр,
миллиметр, педометр, сантиметр, спидометр, термометр, хронометр; аргумент,
документ, инструмент, менеджмент, монумент, парламент, регламент, фундамент,
элемент; аналог, дерматолог, диалог, косметолог, монолог, некролог, филолог,
психолог, фармаколог, диетолог, сурдолог.
Задание
16.
Как бы Вы произнесли следующие собственные существительные, учитывая
акцентологические особенности русского языка?
Дашкова, Золя, Катар, Маршалл, Митта, Пикассо, Стендаль,
Хамза, Шульга, Гандапас, Шишков, Сафо, Сопер, Карнеги, Штудинер.
В настоящее время
результативными, эффективными в обучении бакалавров считаются новые
информационные технологии. При этом, очевидно, применение разнообразных
тестовых заданий, различные варианты которых даны и в Интернете, оптимизирует учебный процесс. Мы предлагаем
как простое тестирование, в котором из нескольких вариантов необходимо выбрать
подходящий вариант, так и сложное – так называемое кейс-задание или же тест с
несколькими ответами, ср.: простое тестирование:
В каком слове ударение
падает на предпоследний слог?
1) документ, 2) диспансер, 3)
феномен, 4) облегчить
или: В каких рядах во всех словах
ударение падает на второй слог?
а) пуловер, таможня; б)
украинец, уведомить;
в) тигровый, фарфор; г)
танцовщик, фетиш;
д) хозяева, ходатай; е)
черпать, сливовый;
ж) углубить, цемент; з)
умерший, упрочение и др.
Технологически новым
является электронное применение на занятиях кейс-заданий, которые, на первый
взгляд, невозможно использовать по рассматриваемой теме. Чтобы доказать
обратное, мы рекомендуем пользоваться хрестоматийным примером, где налицо
динамика – исторический процесс изменения поведения ударения. Так, мы
привлекаем текст из учебного пособия по русскому языку и культуре речи: «Некоторые
плю´ют на нормы
литературной речи. Нам, мол, все позволенó,
мы семья´ми так говорим, нас
так и похороня´т. Я вздрогнýл, услышав такое, но не стал выступать протúв» [8,
с. 73]. Если приблизительно 100-120 лет назад говорили так, то в настоящее
время данный текст согласно акцентологическим нормам звучит по-иному:
«Некоторые плюю´т на нормы
литературной речи. Нам, мол, все позвóлено, мы сéмьями так говорим, нас так и похорóнят. Я вздрóгнул, услышав такое,
но не стал выступать прóтив».
Студентам указанный текст, как правило, предлагаем без
ударений, но с несколькими заданиями. К примеру, по тексту «Некоторые плюют на нормы литературной речи. Нам,
мол, все позволено, мы семьями так говорим, нас так и похоронят. Я вздрогнул, услышав такое, но не стал
выступать против» кейс, очевидно, должен выглядеть следующим
образом:
Задание 1. Найдите в тексте формы глагола с
ударением на втором слоге.
Задание 2. Найдите в тексте глагол с подвижным
ударением.
Задание 3. Какое слово имеет только ударное
окончание?
а) говорить, б) услышать, в) выступать, г) похоронить.
Задание 4. Ударение падает на последний слог
обоих глаголов:
а) похоронят, говорим; б) выступать, услышав;
в) говорим, выступать; г) вздрогнул, позволено.
В кейсе можно применять различные тестовые разработки. В
университетские кейсы пока рекомендуется включать только три задания. Но более
интересными и сложными, разумеется, являются тестовые задания, где налицо выбор
нескольких вариантов при наличии ряда слов или групп слов, ср.:
В каких рядах во всех словах ударение падает на первый слог?
а)
коклюш, звонит, пахота; б) кашлянуть, пахота, пасквиль;
в)
губчатый, алкоголь, грушевый; г) килька, звонит, алкоголь;
д)
оптовый, кухонный, грушевый; е) кухонный, грушевый, сливовый;
ж)
плесневеть, кашлянуть, первенствовать; з) баловать, кашлянуть, черпать;
и)
веровать, черпать, баловать; к) плесневеть, баловать, кашлянуть и др.
Следует учитывать и то,
что необходим коррекционный дидактический материал при условии, что одна студенческая
группа по грамотности уступает другой группе. В данный материал мы включаем и акцентологический
минимум. Нами подготовлены карточки с заданием расставить ударение над трудными
с точки зрения орфоэпии словами, ср.: включим,
повторят, облегчим, углубит и др. или: догмат,
форзац, килька, крашение и др. [3, с. 20].
Мы провели опрос по
определению акцентологической грамотности 100 бакалавров. В опросник мы
включили 30 слов с заданием «Расставьте ударение в словах». К примеру, вот как
выглядит один из вариантов:
1. исчерпать
2. арест
3. верба
4. исконно
5. вчистую
6. грушевый
7. домовая (книга)
8. завидно
9. закупорить
10. избалованный
11. цемент
12. избранник
13. валовой
14. свекла
15. крашение
16. столяр
17. таможня
18. трубопровод
19. убыстрить
20. украинский
21. умерший
22. усугубить
23. языковая (колбаса)
24. шасси
25. танцовщик
26. ломота
27. статуя
28. пахота
29. асимметрия
30. меновая
Если опрашиваемый
допускает меньше 3 ошибок, то он хорошо знает русскую акцентологию, если же допускает
от 4 до 10 ошибок, то знания у него посредственные, а если же респондент
неправильно произносит больше 10 слов, то он не владеет ударением. Такой опрос
полезен, если его проводить несколько раз: перед началом учебных занятий (при
первой же встрече), во время учебного процесса (при изучении темы), в конце
семестра или учебного года как контроль. За полгода или за год результат особо
не меняется, если человек не занимается. А если бакалавр занят
самоусовершенствованием, то, естественно, успехи очевидны. Так, вначале только
30 процентов написали задание хорошо, при изучении темы – 55 %, при итоговой
работе – 85 %.
В устной речи
студентов мы обнаружили те же ошибки, что и в выступлениях известных и
неизвестных людей. Нами собрано более 500 примеров
(словосочетаний и предложений с акцентологическими ошибками через устные СМИ,
устный и анкетный опросы, наблюдение за различными вербальными выступлениями),
которые мы классифицировали согласно запретительным
пометам в орфоэпическом словаре [15]:
А. Ошибки с пометой
«не рекомендуется» (не рек.): алфавит,
асимметрия, баловать и др. – более 100 слов и словоформ;
Б.Ошибки с пометой
«не рекомендуется устаревающее» (не рек. устар.): украинец и все родственные слова или словоформы;
В.Ошибки с пометой
«неправильно» (неправ.): алкоголь, арест,
включат и др. – более 380 слов и словоформ;
Г. Ошибки с пометой
«Грубо неправильно» (груб. неправ.):
документ, начать, ходатайствовать и др. – около 20 слов и словоформ.
Указанные
акцентологические ошибки объясняются причинами, которые даны в специальной
литературе [5, с. 158; 9, с. 103]. Для устранения этих ошибок мы рекомендуем
обратиться к источнику с советами [5, с. 158-159].
Как
итоговое задание можно использовать следующее упражнение, которое показывает
результативность проведенных тренировочных упражнений:
Мини-тест. Расставьте
в нижеперечисленных 18 словах ударение, но так, как вы чаще всего их
произносите. Оцените свой уровень речевой культуры с точки зрения правильности
произношения слов при расстановке ударения, опираясь на следующую таблицу [2,
с. 77].
Аналог, апостроф, аргумент, танцовщик, договор, документ,
жалюзи, звонит, инструмент, щавель, намерение, ремень, портфель, процент,
предмет, хозяева, таможня, эксперт.
УДК 372.808.2.-061-48
Ваджибов
М.Д., кандидат филологических наук, доцент
Дагестанский
государственный университет
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ
ГРАМОТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РИТОРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ
В
УСЛОВИЯХ ДАГЕСТАНСКОГО ПОЛИЯЗЫЧИЯ
Аннотация.
Целью настоящей статьи является определение важности акцентологической
грамотности дагестанских студентов, которые желают и хотят выступать
риторически верно и убедительно. Дается обоснование, почему знание русского
ударения и практическое овладение им в произнесении речи считаются необходимой
частью риторической компетентности. Излагаются задачи, которые ставятся в
исследовательской работе. При этом акцент делается на вербалике дагестанской
поликультурной аудитории, которая нередко допускает акцентологические
отклонения. Описываются частотные ошибки и способы их устранения из живой
русской речи студентов-дагестанцев, для которых русский язык, официально считающийся
государственным языком на всей территории страны, обычно является вторым языком.
Рассматриваются результаты ряда исследований, опросов, наблюдений, тренировок, предлагаются
образцы устных и письменных упражнений, которые нацелены на выработку
акцентологической грамотности, для чего полезны различные задания по словесному
ударению: терминологический диктант, акцентологическая пятиминутка,
распределительный диктант, тестирование, исправление ошибок в живой речи,
составление связного текста, повторение, наблюдение за речью окружающих и пр. В статье отражены те наработки, которые
апробированы на занятиях по русскому языку и культуре речи в дагестанской
студенческой аудитории. Поскольку правильная устная речь востребована в
современном обществе, автор рекомендует бакалаврам подготовить перечень
проблемных для них русских акцентологических слов, которые билингвы или
полилингвы в условиях дагестанского многоязычия произносят неправильно и при
желании могут выучить наизусть. Данные научного исследования могут быть
использованы в речевом общении, профессиональной деятельности, а также в преподавании
ряда филологических и методико-педагогических дисциплин, учитывая то, что
обучение акцентологическим нормам русского литературного языка всегда актуально
при коммуникации в полилингвальной среде.
Ключевые слова: акцентология, риторика, грамотность, поликультурная
аудитория, дагестанский студент, задание.
В настоящей статье рассматривается
вопрос о необходимости работы над акцентологическими нормами русского языка в
дагестанской поликультурной студенческой аудитории, что, естественно, является компонентой
риторической грамотности в условиях полиязычия. Риторическая грамотность
бакалавров в современной высшей школе – одна из составляющих речевой культуры. По
нашему мнению, основным критерием в такой грамотности является нормативный
критерий, частью которого считают и правильное использование в вербальной речи акцентологической
нормы русского языка.
Неправильная
расстановка ударения не только снижает общую речевую культуру, не только
подчеркивает ораторскую некомпетентность говорящего, но и порою искажает смысл
высказывания, ибо правильное использование значения омонимичных слов в
риторическом образовании считается существенным. Поэтому регулярные
орфоэпические упражнения для устранения акцентологических ошибок способствуют
постановке целесообразной и нормативной речи. Это означает, что риторически компетентный,
грамотный человек должен быть и орфоэпически (акцентологически) грамотным.
В литературе читаем: «Справиться с русским ударением нелегко, но
трудности надо преодолевать. Если ударение в начальной форме многих и многих
слов приходится запоминать (или
проверять, заглядывая в словари-справочники), то для определения места ударения в производных формах слов тех или
иных грамматических разрядов (гýся – гусяʹ?, рéку – рекý?) существуют свои правила» [17, с.
225]. Не случайно распространено мнение о том, что «... ни одна область русского языка не вызывает
столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний», как акцентологические
нормы [11, с. 71], так как носители русской речи больше всего ошибок допускают
при расстановке ударения. Для многих дагестанских билингвов и полилингвов русский язык является неродным, вторым языком,
и в их коммуникации, по нашим наблюдениям, часто встречаются акцентологические
неточности, которые прежде всего объясняются влиянием русского языка на родные
языки.
В красноречии немаловажное значение имеет словесное ударение. С целью
преодоления омонимии словоформ оно выступает как способ выражения грамматических
значений, ср. рукá – рукŭ (род.п.
мн.ч.), рýки (им.п. мн.ч.) и др. С
помощью ударения мы различаем слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные
значения, ср.: мýка – мукá, хáос - хаόс
и др. Кроме того, с ударением связаны многие орфографические написания, ср.: разыскáть
– рόзыск, распускáть – рόспуск и
др. Несмотря на это, ударению в учебных в средних и высших заведениях не
уделяют необходимо количества часов. По нашим наблюдениям, акцентологические
отклонения от нормы рассматривают как несерьезные, несущественные ошибки, хотя
портят речь. Такие ошибки воспринимают спокойно, ибо их допускают повсеместно, и
на них не обращают пристального внимания, т. к. смысл того или иного слова, произнесенного
неправильно, якобы понятен. С таким положением мы никак не можем согласиться,
считая, что следует регулярно выполнять тренировочные упражнения для усвоения и
закрепления норм русского ударения.
На занятиях по курсу «Русский
язык и культура речи» предлагаем систематически выполнять несколько упражнений
из множества заданий, которые выработаны на основе регулярных нарушений в
расстановке ударения в речах как носителей современного русского языка - известных личностей (политиков, артистов, журналистов,
ученых
и др.), так и дагестанских студентов, а также случайных респондентов. Этому нам
помогают многолетние наблюдения за вербальным общением людей разных профессий и
интересов.
Упражнения по акцентологическим
нормам русского языка следует давать бакалаврам не только при изучении темы, но
и занятиях по другим темам, особенно по морфологии. По опыту работы знаем, что
ударение можно связать с любой темой. До выполнения заданий
мы должны познакомить бакалавров с теоретическим материалом и с подготовленным
нами акцентологическим минимумом, поработать в аудитории над произношением и
толкованием значений ряда непонятных слов [6, с. 141-143; 144-146]. При этом мы
предлагаем студентам черпать материал по теме и из других источников [8, с.
84-89; 11, с. 77-109; 13, с. 133-157 и др.], а также обращаться к акцентологическим словарям в затруднительных случаях
употребления конкретной орфоэпической единицы или формы [1; 10; 15; 16; 18 и
др.].
Бакалаврам следует
заниматься по ударению и через Интернет, т. к. в электронных вариантах
достаточно много разнообразных тестов. Помимо этого, можно пользоваться теми
тестами, которые нами опубликованы: у студентов есть возможность подготовиться
самостоятельно - в конце методических пособий даются ответы для самопроверки [6,
с. 207-213].
Можно дать наиболее подготовленным студентам написать
рефераты (доклады). Перечень тем разнообразен: 1. Русское ударение. 2. Ударения:
основное и побочное. 3. Ударение в глагольных формах. 4. Ударение в именных
формах. 5. Ударение в прилагательных и причастиях. 6. Подвижность и
неподвижность ударения. 7. Вариативность ударения. 8. Функции русского ударения
как суперсегментной единицы. 10. Особенности ударения в разных языках. 11. Почему
русское ударение словесное?
При
разработке заданий учитывается
прежде всего то, какие именно слова дагестанские студенты произносят с
неправильным ударением. Таких слов в подготовленном нами списке оказалось более
200: их мы собирали с 1999 г. Кроме того, обращаем внимание на следующие слова:
“В
современном русском языке имеется более 5000 общеупотребительных слов, у
которых зафиксировано колебание в ударении” [11, с. 73].
В литературе же читаем, что «большая
часть слов русского языка (около 96 %) отличается фиксированным ударением.
Однако оставшиеся 4 % и являются наиболее употребительными словами,
составляющими базисную лексику языка» [12, с. 9].
Даем некоторые образцы тренировочных заданий, которые апробированы и в
настоящее время применяются на практических занятиях.
Задание
1.
Подготовьте конспект по теме «Акцентологические нормы русского языка» [6, с. 60-62;
8, с. 84-89; 14, с. 62-66 и др.] и ответьте на следующее тестовое задание по
теории:
1. Раздел языка,
изучающий особенности и функции ударения, – это
а)
акцентология, б) ортология, в) семасиология, г) паузология.
2.
Ударение
выполняет следующие функции:
а)
кульминативную, б) аккумулятивную, в) форморазличительную,
г)
сигнификативную и др. [4,
с. 65].
Задание
2.
Прочитайте вслух акцентологический минимум. Выпишите на карточку те слова,
которые вы произносите неправильно [6, с. 141-143].
Задание 3. Прочитайте выразительно стихотворные тексты по практикуму по
культуре речи [14, с. 68-70]. Следите за расстановкой ударения в словах.
Задание
4. Как произносит местная молодежь
современные популярные слова типа бармен,
маркетинг, менеджмент, оптовый и др.? Продолжите этот список словами,
которые часто используются в молодежной среде и в произношении которых
допускаются акцентологические ошибки.
Задание
5.
Терминологический диктант.
Метонимия, оксиморон, синекдоха, догмат, асимметрия,
ходатайство, эксперт, факсимиле, таможня, маркетинг, диспансер, каучук,
квартал, каталог, приговор, христианин, коклюш, генезис.
Задание
6.
Орфоэпическая пятиминутка.
Дайте грушевый,
включим свет, развитая система стилей, созвонимся вечером, форзац испачкан,
исчерпать мысли, повторим тему, углубим задания, купить свёклу, избавишься от
алкоголя, качественный маркетинг, новое платье красивее старого, компетентные
ректоры и редакторы, хорошие директора и доктора.
Задание
7. Укажите функцию ударения в приведенных парах
слов.
Бéлки – белкú, гóрода –городá, крýжки - кружкú, мáло – малó, мóю –
мою′, пáрить – парúть, плáчу – плачý, прóпасть – пропáсть, рассы′пать –
рассыпáть.
Задание 8.
Перенесите ударение с одного слога на другой. Что при этом изменилось: форма
слова или значение слова?
Вóды, домá, дóрог, любúте, мóю, сéла, селó, слезý,
рассы′пать, слéзу, словá, стóит, стрелкú, стужý, узнáю, ýшки, целýю.
Задание 9.
Как объясните различие в произношении указанных ниже слов? Докажите свою мысль,
включив данные пары слов в словосочетания или в предложения.
Вáренный – варёный, нáзванный – назвáный, пúленный – пилёный,
посáженный – посажёный, сýшенный – сушёный, тóпленный – топлёный, тóченный –
точёный, ýченный – учёный.
Задание 10. Составьте связный текст под названием “Библиотечный каталог”,
используя следующие слова:
Алфавит, аналог, апостроф, библиотека, вызов, диалог, каталог,
квартал, обеспечение, облегчить, оптовый, отзыв, памятуя, первенствовать,
призыв, радушный, средство, статуя, уведомить, углубить, ходатайство.
Задание 11.
Расставьте ударения над словосочетаниями. Обратите внимание на произношение данных
сочетаний вашими друзьями и знакомыми.
Алфавитный каталог, апокалипсис для афинян, оптовый изыск, средства на
статую, украинский квартал, ходатайство экспертов о хозяевах, включим в диалог.
Задание 12.
Сгруппируйте слова согласно поведению ударения, образуя от них прилагательные.
Выпись (устар.), запись, живопись,
иконопись, клинопись, летопись, надпись, опись, перекись, перепись,
подпись, пропись, рукопись, светопись, скоропись, стенопись, тайнопись.
Задание
13.
Исправьте акцентологические ошибки в предложениях.
1. Мы приглашаем Вас прúнять участие в нашем мероприятии. 2. В Новосибирске рассмотрели вопрос о ходатáйстве об освобождении Александра
Тихонова из-под стражи. 3. Анне Вески
распределили экономистом на эстонскую тáможню. 4.
С этими денежными средствáми работают люди. 5. Депутат Государственной Думы двух сóзывов высказался против.
6. Сиротский дом надо возвратить сúротам и др.
Задание 14.
Определите значения следующих пар слов (связь акцентологии и лексики).
Составьте с ними предложения.
Брóня–броня´, запáсник–запаснúк, зáнятый–занятóй,
безóбразный–безобрáзный, характéрный–харáктерный, вúдение, видéние,
артúкул, артикýл, áтлас, атлáс, болúвар,
боливáр, шáбаш, шабáш.
Задание 15. Распределите слова в 2 столбика, учитывая поведение ударения
(Распределительный диктант).
Анатом,
астроном, гастроном, аэродром, космодром; гравиметр, дециметр, километр,
миллиметр, педометр, сантиметр, спидометр, термометр, хронометр; аргумент,
документ, инструмент, менеджмент, монумент, парламент, регламент, фундамент,
элемент; аналог, дерматолог, диалог, косметолог, монолог, некролог, филолог,
психолог, фармаколог, диетолог, сурдолог.
Задание
16.
Как бы Вы произнесли следующие собственные существительные, учитывая
акцентологические особенности русского языка?
Дашкова, Золя, Катар, Маршалл, Митта, Пикассо, Стендаль,
Хамза, Шульга, Гандапас, Шишков, Сафо, Сопер, Карнеги, Штудинер.
В настоящее время
результативными, эффективными в обучении бакалавров считаются новые
информационные технологии. При этом, очевидно, применение разнообразных
тестовых заданий, различные варианты которых даны и в Интернете, оптимизирует учебный процесс. Мы предлагаем
как простое тестирование, в котором из нескольких вариантов необходимо выбрать
подходящий вариант, так и сложное – так называемое кейс-задание или же тест с
несколькими ответами, ср.: простое тестирование:
В каком слове ударение
падает на предпоследний слог?
1) документ, 2) диспансер, 3)
феномен, 4) облегчить
или: В каких рядах во всех словах
ударение падает на второй слог?
а) пуловер, таможня; б)
украинец, уведомить;
в) тигровый, фарфор; г)
танцовщик, фетиш;
д) хозяева, ходатай; е)
черпать, сливовый;
ж) углубить, цемент; з)
умерший, упрочение и др.
Технологически новым
является электронное применение на занятиях кейс-заданий, которые, на первый
взгляд, невозможно использовать по рассматриваемой теме. Чтобы доказать
обратное, мы рекомендуем пользоваться хрестоматийным примером, где налицо
динамика – исторический процесс изменения поведения ударения. Так, мы
привлекаем текст из учебного пособия по русскому языку и культуре речи: «Некоторые
плю´ют на нормы
литературной речи. Нам, мол, все позволенó,
мы семья´ми так говорим, нас
так и похороня´т. Я вздрогнýл, услышав такое, но не стал выступать протúв» [8,
с. 73]. Если приблизительно 100-120 лет назад говорили так, то в настоящее
время данный текст согласно акцентологическим нормам звучит по-иному:
«Некоторые плюю´т на нормы
литературной речи. Нам, мол, все позвóлено, мы сéмьями так говорим, нас так и похорóнят. Я вздрóгнул, услышав такое,
но не стал выступать прóтив».
Студентам указанный текст, как правило, предлагаем без
ударений, но с несколькими заданиями. К примеру, по тексту «Некоторые плюют на нормы литературной речи. Нам,
мол, все позволено, мы семьями так говорим, нас так и похоронят. Я вздрогнул, услышав такое, но не стал
выступать против» кейс, очевидно, должен выглядеть следующим
образом:
Задание 1. Найдите в тексте формы глагола с
ударением на втором слоге.
Задание 2. Найдите в тексте глагол с подвижным
ударением.
Задание 3. Какое слово имеет только ударное
окончание?
а) говорить, б) услышать, в) выступать, г) похоронить.
Задание 4. Ударение падает на последний слог
обоих глаголов:
а) похоронят, говорим; б) выступать, услышав;
в) говорим, выступать; г) вздрогнул, позволено.
В кейсе можно применять различные тестовые разработки. В
университетские кейсы пока рекомендуется включать только три задания. Но более
интересными и сложными, разумеется, являются тестовые задания, где налицо выбор
нескольких вариантов при наличии ряда слов или групп слов, ср.:
В каких рядах во всех словах ударение падает на первый слог?
а)
коклюш, звонит, пахота; б) кашлянуть, пахота, пасквиль;
в)
губчатый, алкоголь, грушевый; г) килька, звонит, алкоголь;
д)
оптовый, кухонный, грушевый; е) кухонный, грушевый, сливовый;
ж)
плесневеть, кашлянуть, первенствовать; з) баловать, кашлянуть, черпать;
и)
веровать, черпать, баловать; к) плесневеть, баловать, кашлянуть и др.
Следует учитывать и то,
что необходим коррекционный дидактический материал при условии, что одна студенческая
группа по грамотности уступает другой группе. В данный материал мы включаем и акцентологический
минимум. Нами подготовлены карточки с заданием расставить ударение над трудными
с точки зрения орфоэпии словами, ср.: включим,
повторят, облегчим, углубит и др. или: догмат,
форзац, килька, крашение и др. [3, с. 20].
Мы провели опрос по
определению акцентологической грамотности 100 бакалавров. В опросник мы
включили 30 слов с заданием «Расставьте ударение в словах». К примеру, вот как
выглядит один из вариантов:
1. исчерпать
2. арест
3. верба
4. исконно
5. вчистую
6. грушевый
7. домовая (книга)
8. завидно
9. закупорить
10. избалованный
11. цемент
12. избранник
13. валовой
14. свекла
15. крашение
16. столяр
17. таможня
18. трубопровод
19. убыстрить
20. украинский
21. умерший
22. усугубить
23. языковая (колбаса)
24. шасси
25. танцовщик
26. ломота
27. статуя
28. пахота
29. асимметрия
30. меновая
Число слов, в
которых правильно расставлено ударение
|
Уровень речевой культуры в произношении слов при расстановке ударения
|
18
|
Очень высокий
|
17
|
Высокий
|
16
|
Выше среднего
|
15
|
Чуть выше среднего
|
14
|
Средний
|
13
|
Чуть ниже среднего
|
12
|
Ниже среднего
|
11
|
Низкий
|
10 и меньше
|
Очень низкий
|
Такое разнообразие предложенных упражнений
оправдало себя: в результате необходимой, по сути важной тренировки при работе
над устной публичной речью бакалавры уже фактически не допускали ошибок при
произношении регулярно употребляемых акцентологических слов.
Таким образом, отметим,
что разработанные нами задания адресованы бакалаврам и нацелены не только на
устранение из их речи акцентологических отклонений, но и на выработку ораторского
искусства у учащейся молодежи. Дагестанским студентам следует знать, что акцентологическая грамотность как
составляющая студенческой риторической грамотности в условиях полиязычия
украшает любую публичную речь. Они
при этом должны запомнить: «Если человек,
к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он
неправильно произнесет его и в официальной обстановке, даже если в тексте
выступления в этом слове поставлен знак ударения» [7, с. 454]. И необходимо
всячески от этого избавляться, для чего нужны годы постоянных тренировок -
повторений. Поэтому каждый студент вправе подготовить специальный
акцентологический словник или словарик как настольную книгу, куда должны быть
внесены те слова, в произнесении которых он допускает акцентологические ошибки
или в произнесении которых он сомневается. При необходимости можно пользоваться
перечнем записанных слов. Такое задание выполняется постоянно с целью повышения
культуры устной речи, т. е. риторической грамотности.
Литература
1.Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь
ударений русского языка: 82500 единиц / Под ред. М.А. Штудинера. М.: Рольф, 2000. 816 с.
2. Андреев В.И. Деловая
риторика: практический курс делового общения и ораторского мастерства. М.: Народное образование, 1995. С. 77.
3. Ваджибов М.Д.
Дидактические материалы для занятий по риторике в дагестанской студенческой
аудитории // Дидактическая филология. 2016. № 3. С. 17-27.
4. Ваджибов М.Д., Магомедова Т.И.
Акцентологические задания по русскому языку и культуре речи для дагестанской
студенческой аудитории // Наука. Мысль. Наука. Мысль. 2015. № 12. С. 65-70.
5. Ваджибов М.Д. По
поводу нарушений некоторых акцентологических норм русского языка // Наука.
Мысль. 2016. № 6-1. С. 154-160.
6. Ваджибов М.Д.
Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов-бакалавров
гуманитарных специальностей. 3-е изд., перераб. и доп. Махачкала: Издательство
ДГУ, 2017. С. 60-62; 141-143; 144-146; 207-213.
7. Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Деловая
риторика: учебное пособие для вузов. М.ИКЦ «МарТ»,
Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2004. С. 454.
8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура
речи. Учебное пособие для вузов. 18–е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С. 73,
84-89.
9. Введенская
Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д.: Феникс,
1998. С. 101-107.
10. Введенская Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения.
3-е изд. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2006. 352 с.
11. Горбачевич
К.С. Нормы современного русского литературного языка. 3-е издание,
стереотипное. М.: Просвещение, 1989. С. 71-109.
12. Львов В.В.
Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5–9 классы. М.:
Просвещение, 1989. С. 9.
13. Мурашов
А.А. Культура речи: учебное пособие. 3-е изд., стер. М.: Изд-во Московского
психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. С.
133-157.
14. Мурашов
А.А., Русецкий В.Ф. Культура речи: Практикум. М.: Изд-во Московского психолого-социального
института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. С. 62-73.
15.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические
формы / Под ред. Р.И. Аванесова. 5–е изд., испр. и доп. М.: Русский
язык, 1989. 688 с.
16. Резниченко И.Л. Словарь
ударений русского языка. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. 944 с.
17.Розенталь
Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М.: АСТ: Астрель, 2007. С. 225.
References
1.Ageenko F.L., Zarva M.V. Slovar'
udarenij russkogo yazyka: 82500 edinic / Pod red. M.A. Shtudinera. M.: Rol'f, 2000. 816 s.
2. Andreev V.I. Delovaya ritorika: prakticheskij
kurs delovogo obshcheniya i oratorskogo masterstva. M.: Narodnoe obrazovanie,
1995. S. 77.
3. Vadzhibov M.D. Didakticheskie materialy
dlya zanyatij po ritorike v dagestanskoj studencheskoj auditorii //
Didakticheskaya filologiya. 2016. № 3. S. 17-27.
4. Vadzhibov M.D., Magomedova T.I.
Akcentologicheskie zadaniya po russkomu yazyku i kul'ture rechi dlya
dagestanskoj studencheskoj auditorii // Nauka. Mysl'. Nauka. Mysl'. 2015. № 12.
S. 65-70.
5. Vadzhibov M.D. Po povodu narushenij
nekotoryh akcentologicheskih norm russkogo yazyka // Nauka. Mysl'. 2016. № 6-1.
S. 154-160.
6. Vadzhibov M.D. Russkij yazyk i kul'tura
rechi: uchebnoe posobie dlya studentov-bakalavrov gumanitarnyh special'nostej.
3-e izd., pererab. i dop. Mahachkala: Izdatel'stvo DGU, 2017. S. 60-62;
141-143; 144-146; 207-213.
7. Vvedenskaya L.A, Pavlova L.G. Delovaya
ritorika: uchebnoe posobie dlya vuzov. M.IKC «MarT», Rostov n/D.: Izdatel'skij
centr «MarT», 2004. S. 454.
8. Vvedenskaya L.A., Pavlova L.G., Kashaeva E.Yu.
Russkij yazyk i kul'tura rechi. Uchebnoe posobie dlya vuzov. 18–e izd. Rostov
n/D.: Feniks, 2006. S. 73, 84-89.
9. Vvedenskaya L.A., Pavlova L.G. Kul'tura
i iskusstvo rechi. Sovremennaya ritorika.
Rostov n/D.: Feniks, 1998. S. 101-107.
10. Vvedenskaya L.A. Slovar' udarenij dlya
diktorov radio i televideniya. 3-e izd. M.: IKC «MarT», Rostov n/D.:
Izdatel'skij centr «MarT», 2006. 352 s.
11. Gorbachevich K.S. Normy sovremennogo
russkogo literaturnogo yazyka. 3-e izdanie, stereotipnoe. M.: Prosveshchenie,
1989. S. 71-109.
12. L'vov V.V. Obuchenie normam
proiznosheniya i udareniya v srednej shkole. 5–9 klassy. M.: Prosveshchenie,
1989. S. 9.
13. Murashov A.A. Kul'tura rechi: uchebnoe
posobie. 3-e izd., ster. M.: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta;
Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEHK», 2006. S. 133-157.
14. Murashov A.A., Ruseckij V.F. Kul'tura
rechi: Praktikum. M.: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta;
Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEHK», 2004. S. 62-73.
15.
Orfoehpicheskij slovar' russkogo yazyka: Proiznoshenie, udarenie,
grammaticheskie formy / Pod red. R.I.
Avanesova. 5-e izd., ispr. i dop. M.: Russkij yazyk, 1989. 688 s.
16. Reznichenko I.L. Slovar' udarenij
russkogo yazyka. M.: AST-PRESS KNIGA, 2004. 944 s.
17.Rozental' D.Eh. Govorite i pishite
po-russki pravil'no. M.: AST: Astrel', 2007. S. 225.
18. Shtudiner M.A. Slovar' obrazcovogo
russkogo udareniya. 3-e izd. M.: Ajris-press, 2005. 576 s.
Vadzhibov M.D., Candidate of
Philology, assistant professor
Dagestan State University
ACCENTOLOGICAL LITERACY AS
COMPONENT OF RHETORICAL LITERACY OF STUDENTS IN THE CONDITIONS
OF THE DAGESTAN
MULTILINGUALISM
Abstract. The purpose of the present article is definition of
importance of accentological literacy of the Dagestan students who wish to act
rhetorically truly and convincingly. Justification why knowledge of the Russian
accent and practical mastering by him in pronouncing the speech are considered
as a necessary part of rhetorical competence. Tasks which are set in the
research are stated. At the same time the emphasis is placed on a verbal accent
of the Dagestan polycultural audience which quite often allows accentological
deviations. Frequency mistakes and ways of their elimination from the live
Russian speech of Dagestan students for whom Russian which is officially
considered as a state language in all territory of the country usually is the
second language. Results of a number of researches, polls, observations,
trainings are considered. Models of oral and written exercises which are aimed
at development of accentological literacy. Various tasks are offered on a
verbal accent useful to: a terminological dictation, accentological
five-minute, a distributive dictation, testing, correction of mistakes in the
live speech, drawing up the coherent text, repetition, observation of the
speech of people around and so forth. Those practices which are approved on
classes in Russian and the standard of speech in the Dagestan student's
audience are reflected in the given article. As the correct oral speech is
demanded in modern society, the author recommends bachelors to prepare the list
of Russian problems for them, the accentology of the words which bilinguals or
multilinguals in the conditions of the Dagestan multilingualism mispronounce
and if desired can learn by heart. Data of scientific research can be used in
speech communication, professional activity and also in teaching a number of
philological and methodological and pedagogical disciplines, considering that
training in accentological standards of the Russian literary language is always
relevant at communication in the multiilingual environment.
Keywords: accentology, Rhetoric, literacy, polycultural
audience, Dagestan student, exercise.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьБлагодарим, Малик Джамалутдинович
ОтветитьУдалить