Не усвоил урок или урока, не заметил ошибку или ошибки: как говорить правильно
Тема сегодняшней статьи пришла из родительских чатов, где вовсю бурлит школьная жизнь. Каждый из вас наверняка становился не только наблюдателем, но и участником дискуссии о качестве образования, обсуждал учителей, оценки, учебники и более глобальные вопросы. Часто в этих чатах заходят споры не только об организационных вопросах, но и о культуре речи! Недавно в чате меня спросили, как грамотно употреблять словосочетание: «не заметил ошибки или ошибку».
Сегодня предлагаю вспомнить правила употребления существительных с глаголом, содержащим отрицание. Давайте рассмотрим частые ошибки в некоторых фразах, которые можно встретить не только в школе, но и в любой речевой ситуации.
Существительное, которое относится к глаголу с отрицанием, может иметь форму родительного или винительного падежа. В русском языке много примеров, когда использование падежей равнозначно:
Не прочитал этой книги - не прочитал эту книгу.
Здесь никаких вопросов не возникает. Говорить и писать можно и так, и так. Трудности начинаются, когда варианты употребления падежей не равнозначны. В каких же случаях нужно использовать родительный, а в каких винительный падеж.
Не усвоил урок или урока
Чтобы сделать правильный выбор, нужно вспомнить, что если в предложении используется глагол восприятия, то существительное будет в родительном падеже:
Не усвоил (чего?) урока.
Такой же правильный выбор родительного падежа мы сделаем в следующих ситуациях:
- Не понял (чего?) вопроса.
- Не видел (чего?) задания.
- Не заметил (чего?) ошибок.
- Не почувствовал (чего?) подвоха в задаче.
- Не услышал (чего?) замечаний.
Не вполне усвоил урок или урока
Здесь пример похож на предыдущий, но правило действует другое. Если отрицание стоит не перед глаголом (в данном случае - «не вполне»), то существительное употребляется в винительном падеже: не вполне усвоил (что?) урок.
Еще примеры (сравните их с теми,что были выше):
- Не совсем понял (что?) вопрос.
- Не сразу увидел (что?) задание.
- Не всегда замечаю (что?) ошибки.
- Не сразу почувствовал (что?) подвох в задаче.
- Не всегда слышит (что?) замечания.
Не имеет смысл или смысла
Еще один случай, когда мы будем использовать существительное в родительном падеже - это наличие глагола «не иметь»:
- Не имеет (чего?) смысла.
- Не имеет (чего?) возможности.
- Не имеет (чего?) значения.
Не принимает участия или участие в обсуждении
Перед нами устойчивое выражение, существительное употребляется строго в родительном падеже: не принимает участия.
Есть еще несколько устойчивых выражений, в которых существительное будет стоять в родительном падеже:
- не играет (чего?) роли,
- не уделяет (чего?) внимания,
- не придает (чего?) значения.
Он не знал ответ (или ответа), который давал дополнительный балл
Если после существительного есть придаточное предложение со словом который, то используем винительный падеж:
- Он не знал ответ, который давал дополнительный балл.
- Она не нашла книги, которые задавали прочитать к уроку.
- Он не получил учебники, которые выдавали в августе.
Не скрывает волнение или волнения
Если перед нами отвлечённое (абстрактное) существительное, то используем родительный падеж: не скрывает (чего?) волнения. Еще примеры:
- не теряет (чего?) преимущества,
- не испытывает (чего?) страха,
- не излучает (чего?) уверенности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий