Сущность курса "Русский язык и культура речи"
Предмет «Русский язык и культура речи»
состоит из двух частей: русского языка и культуры речи.
Язык – это совокупность фонетических, лексических и грамматических средств,
с помощью которых человек выражает свои мысли и эмоции. Язык служит средством
общения между людьми.
Русский язык
– это язык русской нации. Он является государственным языком РФ, вторым
государственным языком Белоруссии, официальным языком в Казахстане и Киргизии,
одним из официальных языков штата Нью-Йорк США, межгосударственным языком,
языком межнационального общения в постсоветском пространстве. Русский язык – один
из рабочих языков ООН наряду с такими языками, как английский, французский,
испанский, китайский и арабский.
Русский язык
– один из наиболее распространенных языков мира, в число которых входят такие
языки, как китайский, английский, хинди и испанский.
Русский язык
– один из лидеров по использованию в Интернете.
Около 150 млн
человек считаются русскими, хотя русским языком как родным пользуются до 250
млн человек.
Русских в РФ
83–85 %. За пределами исторической Родины русские компактно проживают на
территориях Казахстана, Украины, Беларуси и других бывших союзных республик.
Русская диаспора, возникшая сразу после распада Советского Союза, в мире
составляет 25 млн человек. Это вторая по численности диаспора после китайской.
Большое
количество русских в настоящее время проживает в Германии (от 4 до 6 млн чел.),
Израиле (до 2 млн чел.), США, Франции, Канаде и в других странах.
Слово культура
латинское. Одно из значений этого слова – обработка, возделывание. В нашем
понимании культура – это высокий уровень чего-либо.
Речь можно
понимать трояко: деятельность говорящего; продукт; жанр, разновидность.
Культура речи – это совокупность таких коммуникативных качеств, с помощью которых можно
оказывать наилучшие воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в
соответствии с поставленной задачей [19, с. 65–66].
Коммуникатúвные
кáчества –
это свойства речи, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным.
Такими качествами культуры речи являются: богатство, чистота, выразительность, точность,
ясность, логичность, уместность, содержательность, краткость, простота и др.
Главными мы считаем первые пять качеств.
Культура речи
состоит из этического,
коммуникативного и нормативного компонентов.
В этическом компоненте важным является соблюдение в общении речевого этикета, в
коммуникативном – уместный выбор речевых средств в зависимости от ситуации, а в
нормативном – правильное использование разработанных языковых норм и правил.
Русский язык, как и любой другой развитый язык, выполняет три основные
функции: коммуникативную, познавательную и аккумулятивную. Помимо указанных
функций, язык выполняет и информационную, волюнтативную и эмоциональную
функции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий