Тема № 1
Сущность курса.
Происхождение и современное состояние русского
языка.
Повторение орфографии и пунктуации
(СЗ + ПЗ)
План
Вводная беседа о
русском языке. Предмет, цели и задачи курса. Функции языка. Понятия «Русский
язык» и «Культура речи». Правильность, ясность, выразительность и другие
качества культуры речи. Компоненты культуры речи. Происхождение и современное
состояние русского языка.
Виды и причины
речевых ошибок. Совместная работа над типичными ошибками. Чередование гласных в
корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов с н и нн в прилагательных и причастиях.
Правописание наречий. Безударные личные окончания глаголов (спряжение глаголов).
Употребление ь и др. Пунктуация.
Задания
Задание 1. Опрос по теоретическому материалу
1. Что такое
язык?
2. Каковы
основные функции языка?
3. Что такое
русский язык?
4. Что такое речь?
5. Что такое
культура?
6. Что такое
культура речи?
7. Назовите
основные качества культуры речи.
8. Каковы
компоненты культуры речи?
9. Каковы
социально-психологические аспекты культуры речи?
10. Расскажите о
происхождении и современном состоянии русского языка.
Задание 2. Вспомните высказывания мастеров слова
о русском языке. Чьи слова вы часто цитируете?
Задание 3. Прочитайте следующие высказывания о слове,
языке, речи. На что обращено внимание в данных высказываниях?
1. Карл Пятый,
римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с
друзьями, немецким – с неприятелем, италианским – с женским полом говорить
прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому
присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем
великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского,
сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского
языка (М.В. Ломоносов) [24, с. 271]. 2. Время
проходит, но сказанное слово остается (Л.Н.
Толстой) [24, с. 73]. 3. Спрашивается, для чего даны человеку глаза, уши,
язык? И почему глаз у человека два, ушей тоже, а язык только один? Дело в том,
что, прежде чем один язык выпустит в мир со своего кончика какое-нибудь слово,
два глаза должны увидеть, а два уха услышать (Р. Гамзатов) [24, с. 269]. 4. Живой народный язык, сберегший в
жизненной свежести дух, который придает языку стройность, силу, ясность,
целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития
образованной русской речи (В.И. Даль)
[24, с. 269].
Задание 4. Выполните упражнение № 1 под названием
«Язык и речь» в учебном пособии А.А. Мурашова «Личность и речь: эпоха кризисов»
[45, с. 439–441].
Задание 5. Выучите наизусть стихотворение И.С. Тургенева
«Русский язык». На что обращает внимание автор?
Во дни сомнений,
во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и
опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя –
как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя
верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! [75, с. 550].
Задание 6. Словарно–лексическая работа. Объясните значение слов и придумайте с ними предложения.
Инфляц..я,
инф..рмация, инфр..структура, к..лендарь, кл..ент, к..горта,
к..ммуникабельность, к..мпенсация, к..мфорт, к..нсультирование, конф..денциальность.
Задание
7.
Диктант по памяти.
Конфликт,
коэффициент, меланхолия, миграция, мораль, мотив, наркоман, национализм, нетто,
брутто, гетто, опека, патология, патронаж, пациент, пенсионер, презрение.
Задание 8. Какое написание лишнее?
А) Тема – н и нн
–
а) ю..ый,
ветре..ый, глиня..ый, скоше..ый; б) поноше..ый, подержа..ый, избра..ый,
соломе..ый; в) кова..ый, корчева..ый, организова..ый, балова..ый; г) броше..ый,
смышле..ый, умере..ый, довере..ый; д) невида..ный, негада..ый, неписа..ый, неслыха..ый.
Б) Тема –
Правописание наречий –
а) (по)видимому,
(по)долгу, (по)прежнему, (по)дружески;
б) (в)старину,
(в)третьих, (в)последних, (в)двадцать пятых;
в) (ис)подлобья,
(ис)подтишка, (из,с)под шкафа, (ис)поднизу;
г) крест(накрест),
мало(помалу), нежданно(негаданно), один(на)один.
В) Тема –
Правописание существительных с пол- –
а) (пол)неба,
(пол)часа, (пол)липы, (пол)шага;
б) (пол)Англии,
(пол)Одессы, (пол)Москвы, (пол)села;
в) (пол)помидора, (пол)апельсина, (пол)яблока, (пол)огурца.
Г) Тема –
Употребление мягкого знака –
а) реч.., сжеч..,
полноч.., печ.. (сущ.); б) гараж.., молодеж.., блиндаж.., паж..; в) наотмаш..,
настеж.., сплош.., фальш..; г) плач.. (сущ.), ноч.., мелоч.., гореч..
Задание 9. Замените слова словосочетания словами,
которые начинаются с пре-, при-.
Место стоянки
судов, глава государства, первенство, подарить, граница, оперная певица,
исполняющая первые роли; купить, затруднение, предисловие, вступление к музыкальному
произведению.
Задание 10. Проверочная контрольная работа (тест).
Выполните тест
по русскому языку [52, с. 135–136].
Задание 11. Выполните упражнения.
А) Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы
(н или нн). Объясните
написания.
Деревя..ый дом, полотня..ый платок, вяза..ые варежки, отчая..ый
шаг, клюкве..ый морс, ржа..ой хлеб, маринова..ые грибы, кова..ый сундук,
преда..ая собака, масля..ые краски, жестя..ые банки, подли..ые документы,
сви..ые отбивные, стекля..ая посуда, незва..ые гости, румя..ое яблоко, серебря..ые
ложки, рассея..ые взоры, сея..ые травы, домотка..ая скатерть, жева..ый хлеб,
надева..ый костюм [40, с. 59].
Б) Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
Подчеркните грамматические основы.
1. Усталый я сел отдохнуть под большим кедром.
2. Над рекой навис густой туман белый страшный.
3. В седьмом часу вечера пыльные и усталые мы вступили
в широкие укрепле..ные ворота крепости.
4. Нам постлали на сеновале полном хрусткого пахучего
клевера.
5. В воздухе уснувшем и окута..ном во мглу стояла тишина.
6. Море седое зимнее невыразимо угрюмое ревело и неслось
за тонкими бортами.
7. За вьюгой белых лепестков полетевших на дорогу я
увидел сидящую на скамье статную девушку в розовом платье [55, с. 217–219].
Задание 12. Работа над ошибками. По образцам вначале
объясните орфографические ошибки, затем пунктуационные.
Для объяснения
орфографических ошибок начертите таблицу по образцу:
№ п/п
|
Пишу
правильно
|
Объясняю
|
Привожу
примеры
|
1.
2.
3.
|
отклоняясь
тянулись
выводки
|
В корне -клон- в безударном положении пишется буква о.
Орфограмма «Чередующаяся
гласная в корне слова».
В корне пишется я, т. к. можно проверить: тя´нет.
Орфограмма «Безударная гласная
в корне слова, проверяемая ударением».
В корне пишется д, т. к. в сильной позиции слышим [д],
ср.: выводить.
Орфограмма «Проверяемая
согласная в корне слова».
|
Отклонéние, отклонúть,
наклонéние и др.
Тянется, тянущийся,
затянутый и др.
Выводы, выводок,
выводной и др.
|
Образец
анализа пунктуационных ошибок
Приятно было
вид..ть такое обилие дичи_1_ и мы не_ _обр..щали вн..мание на мошек
и к..маров_2_ которые в_ _переме..ку летали вокруг и обл..пляли нас_3_
как только мы ост..навливались.
1 – одиночный
соединительный союз и стоит между
двумя грамматическими основами;
2 – перед
союзным словом которые ставится
запятая (отделяет придаточное определительное от главного предложения);
3 – отделяет
придаточное времени.
Задание 13. Самостоятельная работа. Тестирование
по орфографическим и пунктуационным нормам [74, с. 3–8].
Задание 14. Словарная работа. Определите значение
слова реферат и подберите к нему
родственные слова. С подобранными словами придумайте словосочетания.
Задание 15. Ознакомьтесь с правилами написания реферата:
В конце занятия преподаватель знакомит студентов с
образцами рефератов, объясняет, какие ошибки допускают студенты при оформлении
рефератов, учит студентов, как надо оформлять титульный лист, предлагает
студентам ознакомиться с примерной тематикой рефератов к практическим занятиям
и заранее выбрать тему для реферирования.
При подготовке реферата желательно использование не менее 5 источников
[7, с. 47], которые даны в использованной литературе и которые преподаватель
предлагает студентам. Студент может пользоваться этими источниками или
использовать другую литературу.
Существует три типа рефератов:
1. Реферат как форма самостоятельной
учебной деятельности – это рассуждение на определенную тему на основе обзора
литературы (нескольких источников информации), доказательство или опровержение
какой-то мысли (тезиса). В нем информация источников используется для
аргументации, иллюстрации и т. д. (объем такого реферата – 10–15 стр.).
2. Реферат – краткое изложение
содержания статьи, книги или ее части, включающее основные положения, аргументы,
сведения о методе исследования и выводах. Такие рефераты публикуются в реферативных
журналах (объем – 1 стр.).
3. Реферат как составная часть курсовой
работы, выпускной работы бакалавра или дипломной работы – краткое описание
содержания работы (объем – 10–12 строк) [64, с. 126].
По русскому языку и культуре речи
студенты готовят первый тип реферата. Как следует проводить проверку рефератов
на том или ином занятии, определяет преподаватель после индивидуальной беседы
со студентами. Обычно преподаватель опрашивает по реферированию 2–3 студентов.
Если же группе интересна данная проблема, то выступающих может быть больше.
Рефераты студенты готовят к каждому
занятию, начиная со второго. До этого преподаватель объясняет студентам, как
надо подготовить реферат или доклад. К каждому занятию необходимо подготовить
несколько рефератов. На занятии читается и обсуждается 1 реферат или доклад, к
которому одновременно готовятся 2–4 студента. Один из них является основным
докладчиком, а остальные – содокладчиками. А кто будет выступать на занятии в
роли докладчика, преподаватель объявляет в начале занятия. Остальные рефераты
сдаются преподавателю и разбираются на индивидуальных занятиях. В основном все
самостоятельные научные работы студенты сдают преподавателю, чтобы он оценил их
[13, с. 89–90].
Комментариев нет:
Отправить комментарий