Орфоэпические нормы
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы.
Слово «орфоэпия» по происхождению греческое и означает правильную речь (orthos «правильный» + epos «речь»). Выделяют акцентологические
и произносительные нормы.
Акцентология (от лат. accentus «ударение» + от греч. logos «слово, учение») раздел языкознания, который изучает
особенности и функции ударения.
Ударение – это произнесение одного из
слогов с большей силой, ср.: потолОк,
дЕрево, шкалА, семьЯ и др. Диомед в IV
веке ударение назвал душой речи [29, с.
71]. В русском языке ударными бывают гласные звуки.
Бывает очень приятно слушать грамотную речь, когда кругом все
произносят слова, расставляя ударения правильно. Это прежде всего радует
специалиста-кодификатора: грýшевый,
тóсты, тóрты, позвонúт и др.
Неправильное ударение в словах снижает культуру устной речи (ср.: катáлог, áлкоголь, пóняла, звóнят и др.)
и может привести у искажению смысла высказывания (ср.: мукá – мýка, атлáс – áтлас и др.).
В специальном
источнике написано, что ударение служит фонетическим паспортом слова [29, с. 72]. В русском языке достаточно
много слов, произношение которых служит как бы лакмусовой бумажкой уровня
речевой культуры [29, с. 71].
По этому поводу К.С. Горбачевич отмечает: «В
современном русском языке имеется более 5000 общеупотребительных слов, у
которых зафиксировано колебание в ударении» [29, с. 73]. В литературе же
читаем, что «большая часть слов русского
языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными
словами, составляющими базисную лексику языка» [37, с. 9].
Фиксированным ударение называется, если оно падает на
определенный слог в слове или закреплено за определенным слогом. Так, в
эстонском и чешском языках оно падает на первый слог, в польском – на
предпоследний слог, во французском и армянском языках – на последний. В
дагестанских языках ударение обычно падает на последний слог. В русском же
языке ударение не закреплено за определенным слогом. Оно может падать на любой
слог, на любую часть слова – на корень (дОмик, чЁрный и др.), на приставку (пОиск, зАсветло и др.), на суффикс (городОк, сильнЕйший и др.), на окончание (окнО, кричИт и др.). Поэтому русское ударение
свободное, разноместное.
Русское словесное ударение может быть подвижным и
неподвижным. Подвижным ударение называют потому, что при изменении формы слова
оно переходит с одного гласного на другой, ср.: я прав – она правА – они прАвы; я пишУ – ты пИшешь, я скажУ – ты скАжешь, селО – сЁла
и др. Ударение является неподвижным, если при изменении формы слова оно
не переходит с одного гласного на другой, ср.: дЕлать, чИстить, каталОг,
звонЯт и др.
Одна из функций ударения - кульминативная (выделительная) –
обеспечивает целостность единицы, отмеченной тем или иным видом ударения.
Реализуется она через акцентную силу (русское ударение силовое, динамическое),
в меньшей мере - через долготу ударного слога (русское ударение квантитативное,
количественное). В русском языке ударный звук (слог) – сильнейший и длиннейший.
Поэтому ударение динамическое и квантитативное. От ударения зависит семантика
слова (ср.: хлопОк – хлОпок, харАктерный
– характЕрный и др.) Это так называемая сигнификативная (различающая,
означивающая) функция ударения [44, с.
135-136].
Очевидна в языке тенденция к устранению нежелательной омонимии.
Расширяется круг омографов, произносящихся различно за счет акцентировки,
подчеркивающей их семантические расхождения. Именно так различаются слова брОня – бронЯ, Ушко – ушкО и др. [44,
с. 138].
Ударение указывает на грамматическую форму, т.е. с помощью ударения
можно отличить одну форму от другой. Это так называемая форморазличительная функция,
ср.: рука – рукИ (род.п., ед.ч.) – рУки
(им.п., мн.ч.); нога – ногИ (род.п., ед.ч.) – нОги (им.п., мн.ч.) и др.
«Справиться с русским ударением нелегко,
но трудности надо преодолевать. Если ударение в начальной форме многих и многих
слов приходится запоминать (или проверять, заглядывая в словари-справочники),
то для определения места ударения в производных формах слов тех или иных
грамматических разрядов (гУся – гусЯ, рЕку - рекУ) существуют свои правила» [54, с. 225]. Данные правила отражены во
всех справочниках о современном русском языке.
…………………………
В алфавите 33 буквы, которые обозначают гласные и согласные
звуки. Два знака звуков не обозначают. В русском языке 10 букв, которые передают
на письме 6 основных гласных звуков –
[а], [и], [у], [о], [э], [ы].
Гласные под ударением находятся в сильной позиции. В
слабой позиции гласный звук подвергается изменениям, т.е. гласные редуцируются.
Редукция – это изменение, ослабление безударного гласного.
Различают две слабые позиции – первая слабая и вторая
слабая. В первой слабой позиции безударные гласные находятся в первом
предударном слоге и в абсолютном безударном начале слова. Этот звук короче
ударного. Во второй слабой позиции безударные гласные находятся во всех
остальных безударных положениях. Звуки в такой позиции намного короче ударных и
тех, которые занимают первую слабую позицию.
Буквы Е, Ё, Ю, Я, иногда и И обозначают два звука в
следующих положениях: 1) в абсолютном начале слова - яркий, елка, юла, единый и др.; 2) после гласных – свидание, реакция, купить
красивую игрушку
и др.; 3) после твердого и мягкого знаков – семья, ружьё, пьеса, пью,
объявление, подъезд, воробьи, семьи и др.
……………………………
В русском языке 21 буква обозначает 36 согласных звуков.
Звонкие твердые – [б], [в], [г], [д], [ж]. [з], [л],
[м], [н], [р].
Звонкие мягкие - [б’],[в’], [г’], [д’], [з’], [л’],
[м’], [н’], [р’], [й’].
Глухие твердые –
[п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [х], [ц].
Глухие мягкие -
[п’], [ф’], [к’], [т’], [щ’], [с’], [х’], [ч’].
Всегда твердыми являются согласные Ж, Ш. Ц, а всегда
мягкими - согласные Ч, Щ, Й.
Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами:
1) с помощью Ь; 2) буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
Для шумных согласных сильными позициями являются
позиции перед сонорными (снова, влево, смуглый и др.), гласными (перо, каша,
сено, солома и др.) и перед буквой (звуком) В (свидание, сверху, свой,
звание, звать, два и др.).
В ряде случаев согласные в слабой позиции подвергаются
изменениям – ассимиляции (уподоблению).
Прежде всего ассимиляция согласных имеет место в двух
случаях:
1) на конце слов и перед глухими звонкие согласные оглушаются,
ср.: гараж, утюг, лавка, подход и др.;
2) глухие согласные озвончаются перед звонкими согласными,
ср.: просьба,
молотьба, сделать
и др.
Диссимиляция (расподобление) в русском языке нами
зафиксировано только в двух словах, ср.: – лег[х]кий - легок, мяг[х]кий - мягок.
При стечении ряда согласных имеет место уподобление:
1) С + Ш, З + Ш = долгий звук Ш – низший, высший и др.;
2) Т + Ч, Д + Ч = долгий звук Ч – летчик, докладчик и
др.;
3) Т + С, Д + С = долгий звук Ц на стыке корне и суффикса
– городской,
советский, светский и др.
Занятие № 8.
Языковая норма. Орфоэпические нормы
(практическое занятие)
План
История вопроса. Критерии нормы. Степени нормативности. Изменения норм.
Норма и вариант. Причины сокращения вариантов. Классификация норм. Ударение. Нормы
ударения. Особенности и функции ударения.
Понятие звука. Гласные звуки. Сильная и слабые позиции.
Редукция. Согласные звуки. Сонорные звуки. Шумные звуки. Звонкие и глухие
звуки. Твердые и мягкие звуки. Ассимиляция. Диссимиляция. Выпадение звуков.
Задания
Задание 1. Опрос теории
1. Что такое норма?
2. Назовите критерии языковой нормы.
3. Каковы источники языковой нормы?
4. Чем норма помогает литературному языку?
5. От чего зависит норма?
6. На что опирается признание нормативности?
7. Расскажите о трех степенях нормативности.
8. Чем вариант отличается от нормы?
9. Каковы причины сокращения вариантов?
10. Что такое императивная норма?
11. Что такое диспозитивная норма?
12. Дайте классификацию норм.
13. Что такое ударение?
14. Какие бывают ударения?
15. Каковы особенности и функции ударения?
Задание 2. Образуйте формы мн.ч. от следующих существительных.
Обратите внимание на поведение ударения.
Бант, волк, выбор, лифт, снайпер, торт, шарф, шприц.
Задание 3. От следующих
существительных образуйте прилагательные. В каких случаях ударение переходит с
корня на суффикс?
Атом, вал, груша, двор, дом, кедр, кухня, слива, тигр,
фланг.
Задание 4. Поставьте данные
глаголы в прошедшем времени и отметьте в них ударение. Произнесите несколько
раз образованные формы.
Брать, гнать, дать, жить, звать, лить, снять.
Задание 5. Поставьте ударение
в следующих глагольных формах.
Взялся, взялась, взялись; клялся, клялась, клялись;
родился, родилась, родились; начался, началась, начались; назвался, назвалась,
назвались; собрался, собралась, собрались.
Задание 6. Отметьте слова с
ударением на втором слоге:
избалованный, начал, ходатай, километр; квартал, анализ крови, сантиметр,
принять; красивее, понять, средства, статуя; добыча, положил, украинец, гравер; партер, диспансер, облегчить, агент; включим, черпать, развитая (промышленность), цепочка.
Задание 7. Перенесите
ударение с одного слога на другой. Что при этом изменилось: форма слова или
значение слова?
Вóды, домá, любúте, мóю, сéла, селó, слезý, рассы′пать, слéзу, словá, стрелкú,
стрýны, стужý, узнáю, ýшки, целýю.
Задание 8. Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях
обращайтесь к «Акцентологическому минимуму» (см. Приложения, с. 109-111).
Запомните место ударения в данных словах:
арест, бензопровод, верование, визави, жалюзи, жерло,
грошовый, губчатый, оптовый, вчистую, завидно, задолго, издавна, издали,
издревле, изредка, исконно; избаловать, бередить, закупорить, звонить,
кашлянуть.
Задание 9. Мини-тест. Расставьте
в нижеперечисленных словах ударение, но так, как вы чаще всего их произносите.
Аналог, апостроф, аргумент, танцовщик,
договор, документ, жалюзи, звонит, инструмент, щавель, намерение, ремень,
портфель, процент, предмет, хозяева, таможня, эксперт.
Оцените свой
уровень речевой культуры с точки зрения правильности произношения слов при
расстановке ударения, опираясь на следующую таблицу [4, с.77].
Число слов, в которых правильно
расставлено ударение
|
Уровень речевой культуры в
произношении слов при расстановке ударения
|
18
|
Очень высокий
|
17
|
Высокий
|
16
|
Выше среднего
|
15
|
Чуть выше среднего
|
14
|
Средний
|
13
|
Чуть ниже среднего
|
12
|
Ниже среднего
|
11
|
Низкий
|
10 и меньше
|
Очень низкий
|
Задание 10. Подберите к
данным определениям слова–омографы, которые выделены курсивом (Назовите одним
словом).
1. а) способность
видеть, б) мираж, призрак – а) вúдение, б)
видéние; 2. а) раздел, тип товара, б)
ружейный прием – а) артúкул, б) артикýл;
3. а) денежная единица, б) шляпа – а) болúвар,
б) боливáр; 4. а) субботный
отдых, предписываемый еврейской религией; сборище ведьм, б) кончено, довольно
–а) шáбаш, б) шабáш; 5. а) сорт шелковой гладкой блестящей ткани, б) сборник
географических карт, таблиц, схем и т.д. – а) áтлас, б) атлáс.
Задание 11. Определите
значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения.
Брóня–броня´, запáсник–запаснúк,
зáнятый–занятóй, безóбразный–безобрáзный, характéрный–харáктерный.
Задание 12. Объясните
написание данных слов. Написание какой орфограммы не проверяется?
Умес..ный, завис..ливый, извес..ный, корыс..ный, скорос..ной,
контрас..ный, крепос..ной, лес..ничный, пос..ный, прелес..ный, пристрас..ный,
радос..ный, совмес..ный, страс..ный, учас..ливый, чес..ный, ярос..ный.
Задание 13. Найдите случаи
несовпадения произношения и написания согласных в высказываниях Козьмы
Пруткова.
1. Единожды солгавши, кто тебе поверит?
[68, с. 99]. 2. Никто не обнимет
необъятного [68, с. 91]. 3. Влюбленный
в одну особу страстно терпит другую тóкмо по расчету [68, с. 93]. 4. Эгоист подобен давно сидящему в колодце
[68, с. 94]. 5. Смерть для того
поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться [68, с.95]. 6. Вытапливай воск, но сохраняй мед [68, с.
95]. 7. Под сладкими выражениями таятся
мысли коварные: так, от курящего табак нередко пахнет духами [68, с. 98].
8. Что имеем – не храним, потерявши
плачем [68, с. 100].
Задание 14. Прочитайте
восьмистишие А.А. Блока. Отметьте все мягкие согласные в тексте. Определите,
каким образом передана мягкость согласных на письме.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь [9, с. 153].
Задание 15. Произнесите
правильно следующие слова и распределите их по группам по образцу.
Образец
[шн]
|
[ч’н] и [шн]
вариантное произношение
|
[ч’н]
|
було[шн]ик
|
копее[шн]ый – копее[ч’н]ый
|
зада[ч’н]ик
|
Булавочный, булочная, горничная, горчичник, горячечный,
гречневый, дачник, двоечник, елочный, игрушечный, канареечный, конечно,
копеечный, коричневый, крошечный, лодочный, молочная, нарочно, ночной,
перечница, полуночник, порядочный, прачечная, пряничный, пустячный, пушечный,
речной, скучно, скворечник, стрелочник, табачник, шапочный, шуточный, яблочный,
язычник, яичница, ячневая.
Примечание. Таблица взята из пособия
Введенской Л.А. и др. «Русский язык и культура речи» [17, с. 409].
Задание 16. Дайте
транскрипцию следующих слов.
Договор, жалюзи, жерло, исконно, некролог, нефтепровод,
памятуя, приговор, созыв, столяр, танцовщица, зубчатый.
Задание 17. Исправьте ошибки в следующих
словах.
[алфáв’ит], [катáлък], [нáч’ьлъ] (глаг.,
ж.р.), [пóн’ьлъ] (глаг., ж.р.),
[áлкъгъл’], [сúрътъ].
Задание 18. Прочитайте слова. Проверьте
правильность произношения согласных звуков в конце слов и перед согласными по
орфоэпическому словарю.
Дифирамб, норматив, коллектив, бумеранг, демагог, ретроград,
арбитраж, репортаж, девиз, трубка, ловкий, обсудить, редкий, подшить,
надпись, бумажка, низкий, погрузка,
скользкий, вписать, вчера, второй.
Задание 19. Выпишите из
данных словосочетаний слова, в которых шумные согласные озвончаются, и дайте их
транскрипцию.
Полусгнившие трущобы, молотьба зерна для приюта, просьба
социального педагога, сделанная работа, отгаданная загадка, интересный футбол,
политический анекдот, отбежать от дома, сгореть дотла.
Задание 20. Прочитайте слова. Проверьте правильность произношения
сочетаний согласных звуков по орфоэпическому словарю.
Произнесший, замерзший, разжать, прожженный, просчитаться,
подписчик, рассказчик, перебежчик, счет, отчаянный, подчеркнул, отчитать,
тридцать, солдатский, заводской, городской, собираться, бороться, видеться,
боится, мечтается, учатся, смеются, говорится, добивается.
Задание 21. Прочитайте слова, обращая внимание на произношение
буквы Е (Ё) под ударением. Проверьте правильность произношения по орфоэпическому словарю.
Афера, бытие, вычерпывать, вышеприведенный, внаем,
грубошерстный, дебелый, дареный, желоб, запеченный, забеленный, завороженный,
заем, иноплеменный, издевка, одновременный, новорожденный, никчемный, острие,
отсеченный, отключенный, осведомленный, преемник, поименный, приглушенный,
прирученный, свекла, убеленный.
Задание 22. Распределите
приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения
согласного звука перед Е.
Образец
мягкое произношение
|
вариантное
произношение
|
твердое произношение
|
[д’]емагог
|
[д’]епо—
[дэ]по
|
[дэ]нди
|
Аннексировать,
антенна, атеист, ателье, аудитория, аутсайдер, бутерброд, бизнес, гипотеза,
гротеск, дебаты, дебют, девальвация, декада, декларация, демпинг, демилитаризация,
демарш, демисезонный, депрессия, де–факто, диспансер, игротека, интеграция,
идентичный, интервью, кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, контекст,
корректный, компьютер, контейнер, патент, портмоне.
Задание 23. Фонетический диктант.
Асп..рант,
ат..естат, ауд..тория, груп..а, д..кан, д..цент, к..бинет, к..ндидат н..ук,
к..никулы, курат..р, л..борант, мет..дист, препод..ватель, профе..сор, рект..р,
ст..пендия, унив..рситет, ф..культет, экзам..н.
Задание 24. Прочитайте на время любой прозаический текст, соблюдая
нормы произношения.
Задание 25. Выучите наизусть одно стихотворение, в которое входит
не менее 200 слов, и прочитайте его вслух, соблюдая нормы произношения.
Проверьте скорость чтения.
Блог идеальный, ни убавить ни прибавить. Особенно хотелось бы выделить предложение: В русском языке достаточно много слов, произношение которых служит как бы лакмусовой бумажкой уровня речевой культуры.
ОтветитьУдалитьПрекрасный блог,спасибо автору
ОтветитьУдалитьИдеальный блог, большое спасибо за полезный блок автору.
ОтветитьУдалить👍 Спасибо
ОтветитьУдалить