суббота, 20 декабря 2025 г.

Риторическое портфолио как дидактический маршрут дагестанского студента

 Риторическое портфолио 

как дидактический маршрут дагестанского студента



Портфолио как учебная технология нами рассматривалось относительно недавно. При этом мы писали: «Общеизвестно, что модное в современном лексиконе слово «портфолио» означает портфель, папку для документов» [3, с. 20]. Если же таким портфелем с документами мы пользуемся на занятиях по вузовской риторике, то его мы называем риторическим портфолио.

Нами было отмечено: «Портфолио, носящее рекомендательный характер, должно стать креативным руководством для реализации речевой интенции молодежи и фактическим языковым паспортом-дневником, которым можно пользоваться на практике и из которого можно черпать теоретические знания» [3, с. 21]. Появлению данного документа (папки, портфеля, паспорта-дневника, блокнота и пр.) предшествовала апробация несколько лет назад дневника ритора, который мы со временем оформили в виде статьи и опубликовали [2]. Версия данной статьи нами была обновлена и расширена, учитывая ее актуальность в образовательном кластере [3]. С тех пор появились новые мысли, которые также нуждаются в проверке на практике. Поэтому в настоящей работе мы попытаемся изложить данные мысли и определить, каков риторический дидактический маршрут этой педагогической технологии.

Рассматриваемая технология прежде всего предполагает освещение успешных результатов какого-нибудь действия в специальном документе, который по сути не всегда и не везде должен иметь юридическую силу. Поскольку мы говорим об учебном процессе в студенческой аудитории, в данном портфеле мы должны размещать или хранить положительную динамику успеваемости учащегося дагестанца по конкретной дисциплине – по риторике. Впрочем, мы пришли к выводу, что в такой папке можно дать не только достижения студента, но и его недостатки. Правда, дидактический маршрут нам подсказывает, что необходимо описывать прогрессивную шкалу успехов. При этом необходимо выяснить, с какой целью мы используем освещаемую технологию. В специальной литературе читаем о том, что применение индивидуального образовательного маршрута – это «…один из целенаправленных шагов, обеспечивающих новые отношения участников образовательного процесса, где выстраивается принципиально иная схема взаимодействия обучающегося и обучающего» [4, с. 43]. А новые отношения требуют применения инновационных форм и методов обучения и контроля знаний студентов, заинтересованных в качественно получении предлагаемых образовательных услуг. И одной из таких технологий в преподавании риторики в настоящее время является риторическое портфолио, отражающее определенное поступательное движение учебных достижений и успехов студента, словно восходящая градация. И это движение мы называем дидактическим маршрутом. Важно описание данного аспекта и потому, что наступили новые времена регулярной удаленной работы, которая «способствует» появлению очередных проблем в учебном процессе, каковых в образовательной системе накопилось немало. Это же заставляет нас трудиться над поиском современных способов и образцов улучшения преподавания тех или иных курсов в экстремальных условиях.

Риторическое портфолио - это один из универсальных образовательных филолого-педагогических маршрутов, поскольку оно имеет непосредственное отношение как к филологии, так и к педагогике. При этом риторика тесно связана со всеми филологическими дисциплинами, с педагогикой и психологией, с общегуманитарными предметами. Поэтому элементами данного дидактического маршрута можно пользоваться и на занятиях по другим дисциплинам. Ведь ораторское искусство учит красноречию, этике, логике, убеждениям, литературной речи и т.д. Такой дидактический маршрут в форме риторического портфолио способствует формированию профессиональных качеств будущего специалиста.

Как же мы строим данный филолого-педагогический маршрут?

Картину дидактического маршрута рисуем в соответствии с риторической ситуацией. Ведь занятие по красноречию предполагает образовательную экскурсию в удивительный мир силы слова. В настоящее время, в период форс-мажора, спровоцированного пандемией kovid-19, можно организовать интерактивную экскурсию, под которой мы подразумеваем совместную дистанционную работу бакалавров (магистрантов, специалистов) и преподавателя. При этом знания должны прогрессировать. Правда, мы не знаем и не всегда угадываем, как будет проходить занятие. Подробный, доскональный сценарий по данной дисциплине не стоит заранее разрабатывать: можно подготовить черновой вариант рабочего плана с набросками. Реализация такого плана зависит от настроения и намерений аудитории. Поэтому портфолио по риторике – это образовательно-творческий маршрут.

Естественно, начинаем с сущности и предмета курса, его целей и задач, раскрываем, с какими дисциплинами тесно связано красноречие. После этого определяем, где, когда и почему зародилась риторика. Естественно, изучаем саму историю возникновения и развития отечественного и зарубежного ораторского искусства.  Отдельно разбираем современное состояние разновидностей красноречия и применение этих разновидностей в Дагестане. Завершаем курс подробным изложением этапов работы над речью и их анализом. При этом делаем обязательные шесть шагов с остановками. Так называем пять классических частей подготовки к выступлению (инвенцию, диспозицию, элокуцию, меморию и акцию) и посткоммуникативный этап, называемый рефлексией. После каждого шага делаем необходимую остановку (как отмечено выше), чтобы потом продолжить движение. Во время остановки, называемой проверкой в форме тестирования, проверяем, насколько хорошо усваиваем материал, и делаем выводы в виде самоанализа, что дает нам основание называть риторическое портфолио и рефлексивным дневником.

В портфолио в определенной последовательности должны быть размещены оцененные рефераты, доклады, студенческие статьи, опубликованные под руководством преподавателя, творческие работы, кейс-задачи, нарративы, проблемные диалоги, аудио- и видеофайлы устных выступлений, результаты текущего, промежуточного и итогового контроля и пр. Мотивация такого отражения обоснована необходимостью перспективного использования достижений на профессиональном поприще.

В дидактическом маршруте риторического портфолио должна быть представлена специфика преподавания ораторского искусства, учитывая профессиональную направленность и формируемые компетенции. К примеру, для филологов-дагестанцев важны творческие работы и тренировочные упражнения над произношением звучащей речи, для психологов – результативные приемы для успешной коммуникации, для юристов – риторические способы убеждения, для философов – логика рассуждения, для историков – объективная хронология событий и пр. Кроме того, дополнительно можно реализовать данный маршрут на самостоятельных коллективных занятиях при проведении различных ролевых и деловых игр, что позволит изобразить оценочную траекторию публичного выступления того или иного студента. Кстати, об индивидуальной образовательной траектории уже написано [6, с. 410]. Ее рассматривают «как персональный путь реализации личностного потенциала каждого субъекта образовательной или учебно-профессиональной деятельности» [5, с. 82]. Мы сегодня, возможно, говорим о коллективной траектории. Ведь с помощью данного портфолио следует контролировать не только индивидуальный прогресс студента в дидактическом маршруте, но и в сравнительном плане следить за достижениями всего коллектива – группы, курса, факультета и т.д.

Технология индивидуального или коллективного образовательного маршрута включает в себя само риторическое портфолио, ибо, на наш взгляд, дидактический маршрут шире указанного портфеля достижений. Сопровождение такого маршрута осуществляется и посредством портфолио, и через инновационные задания практико-теоретической направленности.

Необходимость внедрения в учебный процесс данной технологии риторического портфолио как дневника в качестве дидактического маршрута прежде всего дагестанского студента, который получает высшее образование в условиях полиязычия, востребовано сегодняшней ситуацией цифровизации всей образовательной системы. И это аргументировано на основании тех перепроверенных на практике материалов, которые размещены в Интернете.

Достижения в первую очередь сегодня видны на электронной странице, каковой для нас является система дистанционного обучения Moodle. Постоянная ссылка на результаты проверки письменных ответов, творческих работ, тестирования и пр., которые видит и сам студент, является стимулом для успешного получения высшего образования. Главное для бакалавра, магистранта или специалиста – не сворачивать от правильно выбранного направления дидактического риторического маршрута, реализуемого через дневниковые записи в специальной тетради или в блокноте.

Исследуемое риторическое портфолио является не только учебным дидактическим маршрутом. Это есть процесс воспитания, ибо обучение предполагает работу над этико-нравственными установками. Это есть элемент экспериментального исследования, которое, очевидно, найдет свое применение не только в преподавании риторики дагестанским студентам, но и на занятиях по филологическим и другим гуманитарным дисциплинам.

Очевидно, пока данный маршрут по-разному видят и воспринимают преподаватель и обучающиеся, хотя новые требования в образовательной среде таковы, что педагог обязан предоставлять необходимые услуги для того, чтобы студент умело смог их приобрести или ими пользоваться. При этом проектирование этой технологии, естественно, должно постоянно претерпевать изменения, учитывая прежде всего мнение учащихся. Они фактически должны определять «выбор образовательных маршрутов, который позволяет актуализировать внутренний креативный ресурс…» [7, с. 277]. При этом мы допускаем мысль о том, что риторическое портфолио как новый дидактический маршрут имеет недостатки и нуждается в усовершенствовании. Оно всегда обязано находиться в постоянном движении и развиваться в правильном направлении. Впереди формирование и выработка наиболее продуктивных принципов с целью уместного их использования в образовательном полилингвальном пространстве.  

Такая технология актуальна в кросс-культурном взаимодействии. В ней результативны и эффективны те контрольно-измерительные материалы, в которых дана информация о дружбе народов, происхождении и родстве языков, международных контактах, географии, истории и др. Учебные тексты должны выработать не только способы усвоения знаний, умений и навыков, но и должны воспитывать в молодом человеке прежде всего патриотизм и толерантное отношение к иной культуре. В результате такой работы действительно будут сформированы наиважнейшие компетенции.

 

Список литературы

1. Ваджибов М.Д. «Дневник ритора» для дагестанской студенческой аудитории (из опыта работы в Дагестанском государственном университете) // Современная риторика в общественно-речевой и педагогической практике: материалы XVII Международной научной конференции (30 января – 1 февраля 2013 г.). – М.: Институт русского языка, 2013. – С. 86-94.

2. Ваджибов М.Д. «Дневник ритора» для дагестанской студенческой аудитории (из опыта работы в Дагестанском государственном университете) // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. – 2016. – № 6-1. – С. 27-33.

3. Ваджибов М.Д. О риторическом портфолио дагестанского студента // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2015. – Т. 5. – № 11. – С. 20-24.

4. Жиндеева Е.А., Уткина Т.В., Калямина Е.П. Индивидуальный образовательный маршрут как вид оценивания сформированности литературоведческой компетенции бакалавра-филолога // Гуманитарные науки и образование. – 2020. – № 1 (41). – С. 40-47.

5. Мухаметзянова Ф.Г., Забиров Р.В., Вафина В.Р. Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут студента как фактор успешной подготовки будущего бакалавра в вузе // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвященных 100-летию РГУ им. С.А. Есенина. – 2015. – С. 81-85.

6. Откидыч Е.В., Мальцева О.Н., Киселева М.С. Риторика в современном вузе: методика обучения студентов разных направлений подготовки // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – Т. 12. № 9. – С. 410-417.

7. Сахарова Н.С., Кабанова О.В. Образовательные маршруты лингвистической подготовки магистрантов // Филологические чтения. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 275-281.

...........................................................

Ваджибов М.Д. Риторическое портфолио как дидактический маршрут дагестанского студента // Язык как зеркало культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар: ФГОУ ВО «Кубанский аграрный университет имени И.Т. Трубилина», 2021. – С. 59-66.

Комментариев нет:

Отправить комментарий