Способы усвоения акцентологического минимума русского языка
в системе риторического образования студента
в условиях дагестанского полиязычия
Риторическое образование, которое, на наш взгляд, должно быть синонимично риторическому воспитанию, формируется не за один день, месяц, семестр, год, а в течение длительного времени. При этом риторическим образованием мы должны заниматься не только на занятиях по риторике или по ораторскому искусству. Все речеведческие дисциплины нацелены на получение профессионального образования и на усвоение элементов риторической науки. Это целая система, в которой немаловажную роль играет выработка живой образцовой речи, которая должна быть реализована как в подготовленной, так и в спонтанной речи. Правда, о риторической грамотности по традиции вслух не принято говорить под предлогом «и так все понятно», но над ее повышением педагоги обязаны трудиться на тех курсах, которые обычно ведутся на гуманитарных факультетах. Среди таких специальных дисциплин в первую очередь следует выделять курсы филологических и педагогических направлений. Это такие предметы, как практикум по языку, практический курс русского языка, русский язык и культура речи, риторика, практикум по риторике, ораторское мастерство, профессиональная речь юриста, мастерство речи, выразительное чтение, практикум по творческой речи, практикум профессионально ориентированной речи, креативное письмо, коммуникативный практикум и др. При этом не важно, кто получает образование: бакалавр, специалист, магистрант или аспирант. В принципе в риторическом образовании нуждаются все, кто желает повысить речевую культуру, одним из аспектов которой считаем вопрос о правильной расстановке ударений над трудными для усвоения словами. Такими лексемами являются те единицы, при употреблении которых часто наблюдаем наличие вариантов или ненормативных колебаний, ср.: творо́г – тво́рог, норми́ровать – нормирова́ть, звоня́т – зво́нят, кварта́л – ква́ртал, хозя́ева – хозяева́ и др.
С помощью ударения мы различаем слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные лексические и грамматические значения, ср.: мо́ю посуду – верни мою́ книгу, рукá – руки́ (род. п. ед. ч.) и ру́ки (им. п. мн. ч.) и др. Кроме того, с ним связаны многие орфографические написания (ср.: зáря – зо́ри, клонúться – клáняться, расскáз – ро́ссказни и др.). Несмотря на это, на наш взгляд, ударению в высших учебных заведениях не уделяют должного внимания, хотя акцентологические отклонения от нормы портят нашу речь. Такие ошибки, как правило, в основном определяются как несущественные, несерьезные погрешности, которые носители языка воспринимают спокойно, ибо смысл того или иного слова, произнесенного неправильно, понятен. С таким положением мы никак не можем согласиться, считая, что необходимо регулярное выполнение тренировочных упражнений для усвоения и закрепления норм ударения русского языка.
По нашим наблюдениям, этот вопрос действительно рассматривается не как обязательный, но акцентологические нормы русского языка нарушают не только студенты, но и преподаватели, большинство из которых не получило специального филологического образования. Помимо этого, многие педагоги не интересуются вопросами акцентологии. Из опыта преподавания мы знаем, что часто ведущие курсов ошибочно произносят слова и словоформы, ср. ошибочное употребление: догмáт, катáлог, ректорá, возбу́ждены дела, пахотá, фе́тиш, форзáц, со́зыв и др. «Помните забавную фразу: «Тридцать про́центов наших до́центов носят по́ртфели и говорят выбора́»? Даже грамотные люди порой допускают ошибки в подобных именах существительных» [4, с. 162]. Данное высказывание подтверждает наши мысли, изложенные выше.
Сама постановка вопроса об акцентологических отклонениях актуальна в поликультурной аудитории, в которой риторика – это прежде всего красивая речь, а образование в конкретном случае – это получение определенных риторических знаний, которые со временем должны превращаться в умения и навыки. К этому, разумеется, обязаны стремиться как педагоги, так и студенты, которые проявляют свои речевые способности во время учебного процесса и проявят как на практике, так и на профессиональном поприще. Риторическое образование, по нашему мнению, предполагает правильное использование норм литературной речи в трудовой деятельности, результативность которой непосредственно связана с коммуникативными компетенциями. Ведь не случайно мы подготовили материал о том, что акцентологическая грамотность является одной из наиважнейших составляющих риторической грамотности [2, с. 110–116], то есть риторического образования.
Обратимся к ставшему хрестоматийным высказыванию: «Часто можно слышать нарушение акцентологических норм. Неправильно поставленное ударение в слове «режет» слух» [8]. По нашим данным, примерно до 300 самостоятельных слов студентами-дагестанцами произносятся с ошибками. При этом такие ошибки ими не рассматриваются как грубые. Пишут, что «…современная молодежь достаточно легко относится к своей речи» [5, с. 213]. К сожалению, к такому выводу о вербальной коммуникации студенческой молодежи ученые педагоги приходят в связи с тем, что повсеместно в публичной речи допускаются акцентологические ошибки, ибо и в средних образовательных и культурно-просветительских учреждениях (помимо вузов) недостаточное внимание уделяют акцентологии русского языка. На такое фактическое игнорирование принятых норм влияет и отражение неправильной речи в СМИ. К примеру, одна местная аудиореклама о гостеприимстве дагестанцев начинается со слова «и́здревле» с акцентологическим отклонением от нормы русского литературного языка (правильное употребление издре́вле).
В подготовленный нами акцентологический минимум в основном входят имена существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Среди этих слов представлены как исконно русские лексемы (ср.: средство, крашение, намерение, углубить, повторить, упомянуть, завидно, вчистую, отчасти и др.), так иноязычные (ср.: жалюзи, еретик, диспансер, некролог, аналог, генезис, визави, каучук и др.). Важно правильное употребление как исконно русских слов, так и иноязычных заимствований.
Было бы желательно подготовить отдельный курс по методике преподавания акцентологических норм русского языка. Однако результаты внедрения Болонской системы, на основании которой были разработаны новые учебные планы, до сих пор функционируют, хотя ситуация давно подсказывает, что давно назрела необходимость отказаться от европейских стандартов. Поэтому на местах, сокращая количество часов по речеведческим дисциплинам или убирая их из учебных планов, игнорируют предложения заинтересованных в качественном образовании.
При получении риторического образования молодой человек должен знать нормативное произношение не только тех слов, которые активно употребляются в вербальной коммуникации (ср.: поняла, ходатайство, звонит, квартал и др.), но и те, которые реализуются в речи спорадически (ср.: догмат, форзац, апостроф, афиняне, бармен и др.). Востребованы сегодня знания, умения и навыки, как правильно произносить как активную лексику, так и редко употребляемые в речи слова.
Часто ошибаются при произнесении многосложных слов, ср.: завсегдатай, договоренность, дешевизна, водопровод, газопровод, нефтепровод, вероисповедание, отрочество, намерение, сосредоточение, ходатайство, факсимиле, кровоточить, предвосхитить, запломбировать, дозировать, закупорить, откупорить, накренится, красивейший, новорожденный, гофрированный и др.
Чтобы устранить акцентологические погрешности, следует знать, что риторически человек излагает свои мысли, обращаясь к высокому стилю, в котором недопустимы описываемые ошибки. Всегда следует действовать по принципу «Повторение – мать учения». Такой подход эффективен и результативен. К примеру, если студенту дать задание выучить наизусть какое-нибудь стихотворение об ударениях, то, естественно, перед нами повторение одного и того же, что приведет к устранению тех или иных ошибок. Или: следует попросить студента повторить 10–15 раз одно и то же слово без акцентологических отклонений. При этом молодой человек, разумеется, запомнит правильное произнесение слова после проведенных репетиций, ср.: поняла, начала, повторит, позвонит, ходатайство, досуг, знамение и др.
Если в многонациональной аудитории хромает орфоэпия, частью которой являются нормы ударения, то мы советуем почаще проводить акцентологические или лингвистические диктанты, акцентологические пятиминутки и пр., образцы которых отражены в нашей публикации [2, с. 110–116].
Изучение теоретического материала об ударении также способствует закреплению акцентологических норм. Мы предлагаем наиболее подготовленным студентам подготовить доклад или реферат по рассматриваемой теме. Можно также завести акцентологический словарь, куда следует записывать трудные для запоминания слова, а также ошибки, которые произносят окружающие. Это также поможет устранению из речи акцентологических погрешностей.
Многие из описываемых слов проникли в родные языки, в которых вербально реализуются по-другому в результате фонетической адаптации, ср.: кружка, кинза, пиала, документ, экспресс, библиотека и др. Можно попросить студентов, владеющих родными языками, прочитать данные слова согласно орфоэпии дагестанских литературных языков и сравнить с русскими параллелями. Такое сравнение активизирует учебный процесс и выступает как помощник в усвоении правильной акцентологической формы.
Важно отметить, что определенную сложность представляют для усвоения русские глаголы и некоторые прилагательные. О ряде глаголов прошедшего времени, кратких причастий и кратких прилагательных читаем следующее: «Нет единообразия кодификации названных форм в современных орфоэпических словарях. Еще большая неоднозначность признака ударности характерна для студенческого узуса» [1, с. 53]. Возможно, поэтому не легко запоминаются акцентологические особенности глаголов, страдательных причастий и кратких прилагательных, ср.: нажала, не правы, убыстрить, смела, красивее, приведенный, опломбированный, премированный, обновлена, осмыслен. Нам думается, что единственно правильным способом в условиях дагестанского полиязычия, возможно, является заучивание наизусть русского слова и его форм.
Мы полагаем, что тренировочные упражнения по акцентологическим нормам русского языка следует давать студентам не только при изучении конкретной темы, но и на занятиях по другим темам, то есть ударение можно связать с любой темой. Усваивать акцентологический минимум следует тематически или же поблочно. К примеру, желательно отдельное изучение ударения в именах, в наречиях, в глагольных формах. Внизу даем образцы некоторых видов упражнений, используемых нами на семинарах и практических и лабораторных занятиях. Материал для упражнений подбираем, наблюдая за речью известных личностей: политиков, артистов, официальных лиц, менеджеров и т. д. Кроме того, используем такие примеры, в которых студенты регулярно допускают ошибки.
Предлагаем следующие апробированные способы усвоения акцентологического минимума в форме тренировочных упражнений, которые нами подаются как образцы.
Упражнение 1. Подготовьте мини-сочинения, используя следующие тематические группы слов:
- вечеря, еретик, пустынь, христианин, догмат, фетиш, знахарь, иконопись и др.;
- меновая, маркетинг, таможня, менеджмент, средство, квартал, оптовый, валовой и др.;
- коклюш, диспансер, шприцы, медикаменты, паралич и др.;
- алкоголь, арест, заговор, приговор, возбуждено дело, ходатайствовать и др.;
- алфавит, апостроф, каталог, метонимия, оксиморон (оксюморон) и др.
Упражнение 2. Выучите наизусть хрестоматийный пример:
Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску ша́рфы!
Срубили ель, сорвали щаве́ль.
Долго ели то́рты –
Не налезли шо́рты!
Звони́т звонарь,
Звоня́т в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзи́ [6].
Такие стихотворные тексты можно прочитать в Интернете. Рекомендуем слушать и аудио- и видеозаписи. К примеру, интерес представляет «Ударение 6.0» [7].
Упражнение 3. Естественно, следует дать возможность студентам самостоятельно проверить свои знания. С этой целью применяем тестирование через образовательный портал Moodle. Кроме того, можно провести тестовый опрос в форме итогового контроля.
- В каком ряду во всех словах ударение падает на 1-й слог?
а) коклюш, звонит, алкоголь, пахота, килька;
б) килька, грушевый, кашлянуть, пахота, пасквиль;
в) губчатый, алкоголь, грушевый, пасквиль, коклюш;
г) килька, звонит, алкоголь, пахота, грушевый.
- Во всех глаголах какого ряда ударение падает на последний слог?
а) исчерпать, пломбировать, первенствовать, избаловать;
б) усугубить, предвосхитить, формировать, облегчить;
в) упомянуть, принудить, углубить, присовокупить;
г) избаловать, присовокупить, облегчить, углубить.
- Верно даны формы им. п. мн. ч. всех существительных ряда:
а) гербы́, директорá, диспéтчерá, договорá, докторá;
б) гербы́, директорá, диспéтчеры, договóры, докторá;
в) гéрбы, директорá, диспéтчеры, дóговоры, докторá;
г) гéрбы, дирéкторы, диспéтчеры, договóры, докторá [3, с. 269].
- Ударение поставлено верно в следующем ряду слов:
а) баловáть, бáсовый, бензопровóд, бередúть;
б) бáловать, басóвый, бензопрóвод, бередúть;
в) баловáть, басóвый, бензопровóд, бередúть;
г) баловáть, бáсовый, бензопровóд, берéдить.
- В каких рядах верно даны формы им. п. мн. ч. всех существительных?
а) крёсла, лéкторы, лúфты, офицéры, профессорá, редáкторы, ректорá;
б) гербы́, директорá, диспéтчеры, договóры, докторá, дóнья, инженéры;
в) гéрбы, директорá, диспéтчеры, дóговоры, докторá, дóнья, инженерá;
г) áвторы, бáнты, берегá, блю́да, брелóки, бухгáлтеры, вóлки;
д) áвторы, бáнты, берегá, блю́да, брелкú, бухгалтера, волкú;
е) крéсла, лéкторы, лúфты, офицéры, профессорá, редáкторы, рéкторы;
ж) снáйперы, сортá, супы́, тóкари, торты́, тóсты, фронтá;
з) снáйперы, сортá, супы́, тóкари, тóрты, тóсты, фронты́;
и) выборá, шáрфы, склады́, шкáфы, шофёры, шпрúцы, контéйнеры;
к) вы́боры, шáрфы, склáды, шкафы́, шофёры, шпрúцы, контéйнеры;
л) áвторы, банты́, берегá, блю́да, брелкú, бухгáлтеры, вóлки.
Упражнение 4. Сравните произнесение следующих однокоренных слов:
призывник – допризывник, восхитить – предвосхитить, вторить повторить, уведомленный – осведомленный, симметрия – асимметрия, односоставное предложение – составное сказуемое.
Повторите данные слова несколько раз.
Упражнение 5. Что означают следующие слова? Придумайте с ними словосочетания.
Áтлас – атлáс, мукá – мýка, хлопо́к – хло́пок, замо́к – замок, броня – бро́ня, úрис – ирúс, о́тзыв – отзы́в, ло́скут – лоскýт, вúдение – видéние; артúкул – артикýл, болúвар – боливáр, хáос – хаόс.
Упражнение 6. Распределите слова в 2 столбика, учитывая поведение ударения:
- гравиметр, дециметр, километр, миллиметр, педометр, сантиметр, термометр, хронометр;
- аргумент, документ, инструмент, монумент, парламент, регламент, фундамент, элемент;
- нарколог, диалог, монолог, аналог, филолог, некролог, астролог, эпилог;
- лектор, ректор, редактор, оратор, корректор, коллектор, автор, директор.
Упражнение 7. Отметьте приведенные ниже слова:
а) с ударением на 1-ом – …;
б) с ударением на 2-ом – …;
в) с ударением на 3-ем слоге – …;
г) с ударением на 4-ом слоге – …;
д) с ударением на 5-ом слоге – …
Премировать, крапива, фарфор, опломбировать, плодоносить, недопоняв, новорожденный, заплесневеть, аэропорты, сосредоточение, предвосхитить, ходатай, красивее, облегчить, втридорога, добыча, статуя, издавна, квартал, агент, уведомить, партер, брелоки, похорон, умерший, щавель, пасквиль и др.
Итак, с целью усвоения акцентологических норм русского языка при риторическом образовании студента в поликультурной аудитории следует использовать различные способы:
- изучение разработанных акцентологических норм (ударение в глаголах на -ить; в действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -вш- и др.) при наличии большого количества исключений;
- выявление особенностей русского словесного ударения (свободное, разноместное, подвижное или неподвижное, смысло- и форморазличительное) на примере однокоренных или родственных слов;
- регулярное озвучение наиболее сложных правил русского ударения, хотя строгие правила как таковые не характерны для русской акцентологии;
- проведение мастер-классов, посвященных нормам ударения русского литературного языка;
- выполнение тренировочных упражнений по орфоэпии и акцентологии;
- подготовка нарратива, в котором освещены слова из акцентологического минимума;
- написание творческих работ с использованием тематических групп лексических единиц с акцентологическими отклонениями в живой речи и их публичное чтение в аудитории;
- прослушивание образцовых речей медийных личностей и повторение за ними слов с колеблющимся ударением;
- запись высказываний с акцентологическими погрешностями и их анализ;
- регулярное повторение случаев с трудными для произнесения словами;
- заучивание наизусть акцентологического минимума;
- заучивание наизусть стихотворений об ударении для запоминания;
- реферирование наиболее сложных случаев русской акцентологии;
- презентация изученной темы студентом в виде доклада; – тестирование как форма итогового контроля и др.
Данные способы усвоения акцентологических норм русского литературного языка не исчерпываются указанным списком. Имеются различные пути достижения поставленной цели, которые станут предметом наших дальнейших исследований.
................................................................................
Ваджибов М.Д. Способы усвоения акцентологического минимума русского языка в системе риторического образования студента в условиях дагестанского полиязычия // Морозовские чтения: Международный научно-практический семинар, Иваново, 20 декабря 2022. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2023. – С. 25-37.
Спасибо за статью! Было очень познавательно.
ОтветитьУдалить👍🏻👍🏻👍🏻
ОтветитьУдалитьОчень интересная статья )) спасибо за ваши старания!
ОтветитьУдалитьСтатья о способах усвоения акцентологического минимума в условиях дагестанского полиязычия поднимает важную и актуальную проблему. Для студентов, выросших в среде, где часто русский не является первым языком, правильная постановка ударения может стать серьезным барьером в риторическом мастерстве.
ОтветитьУдалитьОчень важная тема, особенно учитывая региональные особенности акцента и говора. Благодарю автора!
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью!!! мне было очень интересно узнать что то новое))
ОтветитьУдалитьМне было очень интересно! Спасибо за статью🤗
ОтветитьУдалитьОчень полезная информация. Спасибо за такую полезную статью!
ОтветитьУдалить