Дидактические
материалы для занятий по риторике
в дагестанской
студенческой аудитории
М.Д. Ваджибов
Дагестанский государственный университет
Аннотация.
В
статье освещается вопрос о том, какими дидактическими материалами следует
пользоваться на занятиях по риторике в дагестанской студенческой поликультурной
аудитории, чтобы учебный процесс достиг поставленной конкретной цели, а самостоятельная
работа студентов прошла результативно.
Ключевые
слова:
дидактические материалы, занятия по риторике, дагестанская студенческая
аудитория.
В условиях, когда налицо тенденция
сокращения аудиторных занятий согласно содержанию ФГОС, дидактические материалы
как никогда востребованы. Это важно, если учитывать то, что «Дидактика в риторике способна воспитывать и
информировать» [13, с. 71]. Ведь риторика в учебном процессе прежде всего
должна быть нацелена на воспитание подрастающего поколения.
Требования, продиктованные временем, таковы,
что бакалаврам следует давать задания, акцентируя внимание на том, какие
источники имеются в местной научной библиотеке. При этом весь материал должен
быть размещен и в Интернете (на сайте Дагестанского государственного университета,
в образовательном блоге преподавателя и т.д.). Мы же все необходимые задания подбираем
заранее, готовим раздаточные материалы, обеспечиваем студентов информацией о
том или ином источнике, демонстрируем образцы упражнений, чтобы студенты смогли
поработать самостоятельно. Бакалавров и магистрантов мы вовремя (за две недели)
знакомим с тем, какая тема должна быть рассмотрена на ближайших занятиях.
В специальной литературе написано, что можно
пользоваться отрицательным дидактическим материалом, если он будет полезен. В одной статье читаем: «…использование на
занятиях по педагогической риторике «отрицательного» дидактического материала
следует признать одним из путей формирования коммуникативно-речевой
компетентности начинающего учителя русского языка» [7, с. 87]. В другом
источнике находим: «Уровень сформированности у студентов навыков критического
мышления, умений и навыков реализации собственных коммуникативных интенций
хорошо проявляется (и развивается) в процессе интерпретации текста, обсуждения
отдельных вопросов, проблемных ситуаций, так называемых «отрицательных» дидактических
материалов, текстов, построенных на языковой игре» [14, с. 52]. Мы отражаем
материалы не только для будущих филологов, но и для всех студентов-гуманитариев
дагестанских вузов. При этом отмечаем, что отрицательным дидактическим
материалом можно пользоваться при условии, что аудитория достаточно хорошо
подготовлена и готова воспринимать оратора адекватно. Удачным в такой ситуации
может быть применение элементов иронии, но не сарказма.
Важно, чтобы материал заинтересовал
бакалавров и магистрантов. Естественно, в настоящее время этого достичь не так
легко потому, что имеются конкурентоспособные информационные файлы, сайты,
порталы, медиасредства и прочее.
На занятиях нами используются различные
дидактические материалы, которые востребованы в дагестанской студенческой
аудитории. Это прежде всего работа с текстами. По нашим рекомендациям, студенты
на занятиях пользуются как художественными, так и научными и публицистическими
материалами. Эти материалы с уверенностью можно назвать дидактико-назидательными
произведениями и познавательными источниками.
Большое количество материалов
подготовлено для самостоятельной работы студентов в силу тех обстоятельств, что
аудиторная студенческая нагрузка доведена до минимума. Поэтому фактически учебную
программу молодые люди должны усваивать самостоятельно. При этом мы не
отказываемся поддерживать студентов методической помощью: на любые студенческие
вопросы по курсу мы отвечаем. На это нацелена и работа через электронные
источники [19].
Существенно разнообразие нравственной и
дидактической тематики сочинений. Дидактическими являются и сочинения вроде
рецензий и критических статей, которые обычно пишут наиболее подготовленные и
старательные студенты. Чтение таких творческих работ и их обсуждение способствуют
тому, что студенты избавляются от так называемой ораторской лихорадки, от
волнений перед речью и во время произнесения речи.
В сетевом тестировании по риторике при
контроле знаний студентов обычно используют три блока заданий. В первом блоке
дается только один вариант, во втором – несколько вариантов ответов, а также
задания на соответствие, в третьем блоке – работа над текстом, в которую
включают несколько различных заданий, ср.:
Блок
1 - один правильный вариант:
1а)
Обучение путем наводящих вопросов; метод обучения, способствующий развитию
находчивости, активности:
а) эвристика, б) эристика,
в) эврика, г) эстетика.
1б)
Упражнение в ораторском произношении, искусство выразительного чтения:
а) декламация, б) декларация,
в) дедукция, г) диспозиция.
Блок
2 - несколько правильных вариантов и задания на соответствие:
2а) Элементами техники речи являются:
а) дыхание, в) голос, д)
информация,
б) жесты, г) дикция, е)
эмоции.
2б)
Задания на соответствие:
Установите
соответствие между понятиями и их определениями:
1.
Инвенция
|
1.
Запоминание мысли
|
2.
Акция
|
2.
Изобретение мысли
|
3.
Мемория
|
3.
Расположение мысли
|
4.
Диспозиция
|
4.
Произнесение мысли
|
Или:
Установите
соответствие между родами и видами:
Род
|
Вид
|
1.
Духовный
|
1.
Патриотическая речь
|
2.
Академический
|
2.
Проповедь
|
3.
Социально-политический
|
3.
Надгробное слово
|
4.
Социально-бытовой
|
4.
Реферат
|
Блок 3.Образцы кейс-заданий:
Кейс 1
(1) Элокуцию иначе называют «цветами
красноречия».
(2) Они были описаны еще в древнегреческой
риторике.
(3) М.В. Ломоносов данный раздел называл
«украшением».
(4) По его мнению, «украшение есть изобретенных
идей пристойными и избранными речениями изображение.
(5) Состоит в чистоте стиля, в течении слова, в
великолепии и стиле оного».
(6) Элокуция дала начало стилистике, т. к. в ней
изучались виды, особенности и достоинства слога, средства выразительности и
изобразительности речи.
(7) Стилистика, появившаяся в середине XIX в.,
отмечает своим рождением научную смерть риторики.
(8) На этом этапе оратор отвечает на вопрос «…?»
(9) Элокуция включает выбор слов,
использование средств речевой выразительности, построение словосочетаний и
предложений, работу над стилем, совершенствование подготовленного текста и т.
д.
1. На месте пропуска в 8 предложении должны
стоять слова:
а) что сказать; б)
где сказать;
в) когда сказать; г) как сказать.
2. Найдите в 5 предложении архаизм.
3. В данном тексте даны:
а) парцелляция, г)
эпифора,
б) ряды однородных членов, д) инверсия.
в) анафора,
Кейс 2
(1) Риторику как науку о
законах публичной речи часто заменяют другим названием – ораторским искусством.
(2) Поэтому возникает
вопрос: риторика – это наука или …?
(3) Риторику
рассматривают и как науку, и как искусство.
(4) М.Т. Квинтилиан
называл ее и искусством хорошо говорить, и наукой хорошо говорить.
1. В первом предложении в роли эпитетов выступает следующее количество
слов:
а) два, б) четыре, в) одно, г) три.
2. На месте пропуска во 2 предложении должно стоять слово …
3. В тексте использованы:
а) ряды однородных членов, г)
эпифора,
б) вопросно-ответное единство, д)
анафора,
в) полисиндетон, е)
парцелляция.
Интересна работа с журналами и учебными
пособиями, а также в Интернете. Использование таких журналов, как «Дидактика», «Дидактическая
филология» и др., изучение материалов в образовательных блогах [11; 19 и др.] или
на сайтах, самостоятельная работа по учебным пособиям [1; 6 и др.], ознакомление
с содержанием ряда статей [3, с. 152-155; 4, с. 33-47 и др.] способствуют
выработке определенных навыков работы с познавательной литературой.
Коррекционный дидактический материал
необходим при условии, что та или иная студенческая аудитория по грамотности
уступает относительно сильным группам. В данный материал мы включаем, к
примеру, акцентологический минимум. Нами подготовлены карточки с заданием
расставить ударения над трудными с точки зрения орфоэпии словами, ср.: включим, повторят, облегчим, углубит и
др. или: догмат, форзац, килька, крашение
и др.
Дидактическая проблема должна быть
преодолена благодаря содержанию основных и дополнительных заданий. Эти задания
призваны обеспечивать соответствующую организацию учебного процесса во время аудиторных
и внеаудиторных занятий, как при совместной работе студентов и преподавателя,
так и при самостоятельном выполнении бакалаврами и магистрантами заданий. Все
материалы должны помочь выработать дидактические умения, знания и навыки.
К каждому занятию нами подбираются
дидактические материалы, опираясь на мысль: «Всегда важно, выступая, иметь резервные знания - материала должно быть
минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для
выступления» [20, с. 97]. В данном случае речь должна идти не только о
резервных знаниях преподавателя. Даже к практическому занятию или семинару
следует подобрать достаточное количество вопросов, заданий, упражнений. К примеру, содержание семинара с элементами
практического занятия по теме «Социально-политическое красноречие» таково:
1. Что такое
социально-политическое красноречие?
2. Каковы особенности социально-политического
красноречия?
3. Какие виды
речей входят в социально-политическое красноречие?
4. Что такое политический доклад?
5. Что такое митинговая речь?
6. Что такое парламентская речь?
7. Чем митинговая
речь отличается от парламентской?
8. Что такое политическое обозрение?
9. Что такое военное красноречие? Напишите письмо брату, другу, родственнику
и т. д., который служит в российской армии. В письме обязательно должны быть:
поздравление с Днем защитника Отечества (или с днем рождения) и слова
благодарности солдату за то, что он стоит на страже Родины.
10. Что такое убеждающая речь в политике?
11. Что такое агитационная речь?
12. Назовите разновидности убеждающей речи.
13. Что такое воодушевляющая речь?
14. Расскажите о речи, призывающей к действию, о воззвании и лозунге.
15. Круглый стол.
Общая
тема: Что имеем – не
храним, потерявши – плачем (Козьма Прутков).
Конкретные темы: уважение, доброта, культура, язык, религия,
межнациональные отношения, современный миропорядок, семейные отношения,
межгосударственные конфликты и др.
Конкурс на лучшего политического оратора среди
бакалавров, учитывая выступления студентов в кругом столе.
16. Чтение и обсуждение
сочинения «Письмо президенту».
17. Тренинг
«Выборы лидера группы».
Задание: прослушайте речи претендентов на лидера (старосту) группы по
теме «Если бы я был старостой…» и проголосуйте за лучшего.
Цель тренинга – определение реального лидера группы.
Примечания:
1. Преподаватель заранее определяет имена студентов, которые хотят
стать лидерами. Их должно быть минимум двое. Претенденты получают задание
подготовить программы выступлений, выбрать из числа студентов по одному
доверенному лицу и подобрать необходимый материал для проведения риторического
тренинга-игры (бюллетени для голосования, какой-нибудь иллюстративный материал
и пр.).
2. В игре принимает участие вся группа.
18. Творческая
работа «Счастливы ли дагестанцы?»
19. Тренировочные лекции студентов.
1.
Дискуссии
(по книге И.Н. Горелова, В.Ф. Житникова, М.В. Зюзько, Л.А. Шкатовой «Умеете ли
Вы общаться?») – 2–3 мин. [8, с. 87–99].
2. Императивная речь (по книге Е.Н. Зарецкой
«Риторика: Теория и практика речевой коммуникации») – 2–3 мин. [12, с. 73–81].
3. Политическая риторика
(по книге Ч.Б. Далецкого «Риторика: заговори, и я скажу, кто ты») – 5–6 мин. [10, с. 391-406].
4. Провокационная речь (по книге Е.Н. Зарецкой
«Риторика: Теория и практика речевой коммуникации») – 3–4 мин. [12, с. 59-73].
20. Чтение и обсуждение рефератов.
1. Автобиография как
разновидность красноречия.
2. Военное красноречие.
3. Дипломатическая риторика.
4. Информационная речь.
5. Парламентская речь.
6. Полемика как вид социально-политического красноречия.
7. Убеждающая речь.
21. Политинформация [2, с. 102-104].
По теме «Академическое красноречие» нами
используются следующие вопросы и задания:
1. Что такое
академическое красноречие?
2. Каковы
особенности академического красноречия?
3. Когда
зародилось академическое красноречие в России?
4. На какое время приходится расцвет
академического красноречия в России? С чем это связано?
5. Что такое лекция? Какие бывают лекции?
6. Что такое научно-популярная лекция?
7. Что такое научный доклад?
8. Что такое научный обзор?
9. Что такое научное сообщение?
10. Законспектируйте статью А.Ф. Кони «Советы лекторам» [15].
11. На какие советы обращает внимание автор?
12. Ознакомьтесь с программами научных конференций или семинаров
(программы у преподавателя). Проанализируйте программы по следующей схеме:
1. Тема.
2. Актуальность.
3. Место проведения конференции.
4. Особенности программы.
5. Новизна программы.
6. Практическая ценность программы.
Примечание: Для анализа преподаватель предлагает новую
программу II Международной
научно-практической конференции «Культура русской речи в условиях многоязычия»
(Махачкала, 2015) [16], а также несколько программ конференций и семинаров
прошлых лет.
13. Прочитайте любую статью по социальной работе и подготовьте рецензию
(отзыв) и аннотацию.
14. Работа над терминологическим минимумом [2, с. 174–181)]. Выпишите из
минимума все незнакомые термины и выучите их значения.
15. Тренировочные лекции студентов.
1. Академическое красноречие (по книге М.Р.
Львова «Риторика. Культура речи») – 1–2 мин. [17, с. 49-50].
2. Логика в ораторской речи (по книге Н.А.
Михайличенко «Риторика») – 4–5 мин. [18, с. 30-39].
3. Особенности академической и научной речи (по
книге Л.К. Граудиной, Г.И. Кочетковой «Русская риторика») – 5–7 мин. [12, с. 512].
4. Приемы объяснения терминов (по книге Л.А.
Введенской, Л.Г. Павловой «Культура и искусство речи. Современная риторика») –
3–5 мин. [5, с. 125-132].
5. Страхи в педагогической риторике (по книге
Ч.Б. Далецкого «Риторика: заговори, и я скажу, кто ты») – 3–4 мин. [10, с. 355-357].
16. Мини-сообщения студентов:
1. Красноречие Т.Н. Грановского.
2. Красноречие В.О. Ключевского.
3. Терминологическая лексика по риторике.
17. Чтение и обсуждение рефератов.
1. Вузовская риторика.
2. Педагогическая риторика.
3. Школьная риторика.
18. Политинформация [2, с. 100-101].
Перед нами примерные задания, в которые
мы постоянно вносим какие-то изменения. Это зависит от ситуации и от
подготовленности аудитории.
В основном бакалаврам и магистрантам
нами даются традиционные дидактические задания: работа по карточке, задания к
теоретическому материалу, выполнение письменных упражнений, реферирование и пр.
Нетрадиционными являются новые виды тестов, ряд творческих заданий,
мини-лекции, риторический анализ содержания дневника ритора, риторическая
дидактическая игра и др.
О новых дидактических материалах к
занятиям по риторике мы всегда думаем, ибо остановиться на подготовленном и
изданном в настоящее время невозможно. Дидактические разработки следует всегда
обновлять. Методическая копилка нами постоянно пополняется, учитывая контингент
и подготовку учащихся. Для этого достаточно прочитать полезную информацию в
блоге [19], где размещены разнообразные задания
Кстати, отметим, что апробация
дидактических материалов происходит как на занятиях, так и при самостоятельной
подготовке студентов к очередному практическому занятию (семинару) или
дополнительному опросу после занятий – к коллоквиуму, к тестированию, к
проверке конспектированных первоисточников и т.д.
Таким образом, в статье мы отразили
вопрос о том, какими дидактическими материалами следует пользоваться на
занятиях по риторике в дагестанской студенческой поликультурной аудитории,
чтобы учебный процесс достиг поставленной конкретной цели, а самостоятельная
работа студентов прошла результативно. При этом подчеркиваем, что в работе дан
не полный перечень всех дидактических разработок.
Литература
1. Аннушкин
В.И. Риторика. Экспресс-курс: уч.
пособие. – 3-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2012.
2. Ваджибов
М.Д. Риторика: учебное пособие для студентов-бакалавров гуманитарных
специальностей. – 3-е изд., перераб. и доп. – Махачкала: Издательство ДГУ,
2016.
3. Ваджибов М.Д. Риторические задания,
нацеленные на усвоение дагестанскими бакалаврами теоретического материала //
Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные
исследования. - № 4. – 2015.
4. Ваджибов
М.Д. Риторические
задания, нацеленные на усвоение дагестанскими бакалаврами теоретического
материала. Статья вторая.
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и
искусство речи. Современная риторика. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.
6. Волков А.А. Курс русской риторики. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский
дом «Русская панорама»; Кафедра, 2013.
7. Вострикова
Т.И. «Отрицательный» дидактический материал в системе
коммуникативно-речевой подготовки будущего учителя-словесника // Риторика и
речеведческие дисциплины в условиях реформы образования: Материалы XX
Международной научной конференции (4-6 февраля 2016 г.) / Под ред. Ю.В.
Щербининой, Е.Л. Ерохиной. – М.: ТЕЗАУРУС, 2016.
8. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В.,
Шкатова Л.А. Умеете ли Вы общаться? – М.: Просвещение, 1991.
9. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская
риторика. – М.: Центрополиграф, 2001.
10. Далецкий Ч.Б. Риторика: заговори, и я
скажу, кто ты: уч. пособие. – М.: Омега-Л, 2004.
11. Дидактические материалы // //
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didakt-material.blogspot.ru – (Дата
обращения: 04.10.2016).
12. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и
практика речевой коммуникации. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2001.
13. Иванова И.Б. Риторика: кредитно-модульный курс; уч. пособие для
бакалавров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0»; «Наука-Спектр»,
2013.
14.
Киквидзе И.Д. Использование
психологических знаний в процессе проблемного обучения языку // Дидактическая
филология. - 2016. - № 2.
15. Кони А.Ф. Избранные произведения.– М.,
1959. – Т. 1, 2.
16. Культура
русской речи в условиях многоязычия: материалы II
Международной научно-практической конференции (Махачкала, 18–19 мая 2015 г.) /
отв.ред. М.Д. Ваджибов. – Махачкала: Издательство ДГУ, 2015.
17. Львов
М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие для студентов гуманитарных
факультетов вузов. – М.: Academia, 2002.
18. Михайличенко Н.А. Риторика: учебное
пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М.: Новая
школа, 1994.
19.
Образовательный блог Малика Джамалутдиновича Ваджибова // [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://krriritoricadag.blogspot.ru (Дата
обращения: 09.10.2016).
20. Стернин И.А. Практическая риторика: уч. пособие для студентов
высших учебных заведений. – М.: Академия, 2003.
Комментариев нет:
Отправить комментарий