http://elibrary.ru/item.asp?id=15164637
http://elibrary.ru/download/elibrary_15164637_38650643.pdf
http://elibrary.ru/download/elibrary_15164637_38650643.pdf
Ваджибов М.Д. Риторический
анализ заметки А.П. Чехова «Хорошая новость» (К 150-летию со дня рождения
писателя) // Вестник
Дагестанского государственного университета. Филологические науки. Вып. 3. –
Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2010. – С. 86-91.
ТЕКСТ ЗАМЕТКИ
Чехов А.П.
Хорошая
новость
В Московском университете с конца прошлого года преподается студентам
декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не
порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим поговорить
и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В земских и
дворянских собраниях, ученых заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы
застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не
зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ – десять, потому что не
умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей
затрате сил достигается известный эффект – non
multum sed multa[1]. У нас
много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых
по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, у нас много
учреждений, которые называются «говорильнями», потому что в них по обязанностям
службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои
мысли ясно, коротко и просто. В обеих столицах насчитывают всего-навсего
настоящих ораторов пять-шесть, а о провинциальных златоустах что-то не слыхать.
На кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно слушать и понимать,
только приспособившись к ним, на литературных вечерах дозволяется читать даже
очень плохо, так как публика давно уже привыкла к этому, и когда читает свои
стихи какой-нибудь поэт, то она не слушает, а только смотрит. Ходит анекдот про
некоего капитана, который будто бы, когда его товарища опускали в могилу,
собирался прочесть длинную речь, но выговорил «будь здоров!», крякнул – и
больше ничего не сказал. Нечто подобное рассказывают про почтенного В.В.
Стасова, который несколько лет назад в Клубе художников, желая прочесть лекцию,
минут пять изображал из себя молчаливую, смущенную статую; постоял на эстраде,
помялся, да с тем и ушел, не сказав ни одного слова. А сколько анекдотов можно
было бы рассказать про адвокатов, вызывавших своим косноязычием смех даже у
подсудимого, про жрецов науки, которые «изводили» своих слушателей и, в конце
концов, возбуждали к науке полнейшее отвращение. Мы люди бесстрастные, скучные;
в наших жилах давно уже запеклась кровь от скуки. Мы не гоняемся за
наслаждениями и не ищем их, и нас поэтому нисколько не тревожит, что мы,
равнодушные к ораторскому искусству, лишаем себя одного из высших и благороднейших
наслаждений, доступных человеку. Но если не хочется наслаждаться, то, по
крайней мере, не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и
ораторское искусство шли рядом. В обществе, где презирается истинное красноречие,
царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в
новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо,
чтобы проповедник новой религии не был в то же время и увлекательным оратором.
Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы,
поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами»
красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось
обязательным. Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы,
профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только
учено, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не
умеют» говорить. В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить
должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в
деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать
неизбежным. В этом отношении почин Московского университета является серьезным
шагом вперед.
Комментариев нет:
Отправить комментарий