четверг, 1 декабря 2016 г.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Грамматические нормы

Грамматические нормы – это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Грамматические нормы принято делить на морфологические и на синтаксические.
Морфологические нормы – это правила применения форм слов разных частей речи, а синтаксические нормы – это правила построения словосочетаний и предложений.
Основная трудность усвоения морфологических и синтаксических норм заключается в наличии вариантных форм, одни из которых допустимы, а другие являются неправильными.
Важно обратить внимание на следующее:
1. Колебание в р. п. ед. ч. отражает смешение типов склонения в древнерусском языке. Поэтому в речи мы употребляем варианты меда – меду, сахара – сахару и др.
2. Относительно вариативного окончания в пр. п. ед. ч. следует отметить, что это, возможно, зависит от контекста, ср.: на краю оврага – на переднем крае, готовить на газе – на полном газу и др.
3. Многие формы на -а(-я) относятся к сфере просторечия и профессиональной речи. Кроме того, окончание -а(-я) получают главным образом двусложные существительные м. р., ср.: тополя, купола, клевера, якоря и др. При этом окончания слов иноязычного происхождения желательно запомнить, ср.: директора – директоры, профессора – профессоры, снайперы – снайпера, инженеры – инженера и др.
4. У существительных м. р. в р. п. мн. ч. колебания связаны с нулевым окончанием или окончанием -ов. Обычно правильным считается вариант на -ов, хотя часто в речи ошибочно употребляют нулевое окончание, ср.: помидор – помидоров, апельсин – апельсинов и др.  
5. Грамматический род аббревиатур определяется по стержневому слову, ср.: ДГУ (м. р.), ВАК (ж. р.), ИТАР-ТАСС (ср. р.) и др. Однако данное положение постоянно нарушается. Так, слова ТАСС, вуз, ВАК употребляют и в м. р.
6. У ряда существительных неправильно употребляют род, ср.: рояль (м. р.), шампунь (м. р.), бандероль (ж. р.), мозоль (ж. р.) и др.
7. По формальному признаку все несклоняемые существительные, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду, ср.: кафе, клише, портмоне, кашне и др. Имеются исключения, которые объясняются тем, что происходит подведение слова с конкретным значением под более общее, родовое понятие и перенесение родовой характеристики слова, обозначающего это понятие, на еще малознакомый и грамматически неустойчивый неологизм, ср.: сирокко (ветер, м. р.), салями (колбаса, ж. р.), кольраби (капуста, ж. р.) и др. Одушевленное несклоняемое существительное обычно относится к мужскому роду, если оно не обозначает лицо женского пола, ср.: рантье, ара, атташе и др.
8. Следует правильно употреблять сочетания с числительными, ср.: трое ребят, три девушки; На 22 сутки ремонт был завершен и др.
9. Необходимо правильно использовать некоторые словосочетания с предлогами, ср.: скучать по дому; исходить из этой проблемы; работать благодаря отцу и др.

10. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе существительное с количественным значением, зависит от следующего: если существительное не имеет при себе управляемого слова, то сказуемое ставится в ед. ч. ср.: большинство голосовало против. Если существительное имеет при себе управляемое, зависимое слово, то сказуемое можно поставить в ср. р. или же во мн. ч., ср.: большинство присутствующих голосовало (голосовали) против и др.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

План
Классификация грамматических норм. 
Морфологические нормы. Колебания форм в морфологии. Колебание в падежной системе. Число существительных. Род аббревиатур, неологизмов и несклоняемых иноязычных слов. Склонение сложных слов.
Синтаксические нормы. Согласование и управление. Употребление некоторых предлогов. Синтаксис простого и сложного предложения.
Задания
Задание 1. Найдите неправильные варианты.
Производство сахару, кружка квасу, горсть табаку, нарезать сыру, вкус чаю, завоз лаку, килограмм луку, нагнать страху.
Задание 2. Определите род следующих существительных.
Тушь, рояль, вуаль, мозоль, тюль, толь, табель, шинель, время, бремя, дитя, заводишко, городишко, слуга,  шампунь.
Задание 3. Распределите следующие иноязычные слова по родам.
Алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, киви (птица), миссис, кашне, купе, клише, кольраби, кофе, мадам, меню, атташе, желе, лото, шимпанзе, лассо, сирокко, жабо, цунами, какао, такси, колибри, депо, цеце.
Задание 4. Найдите аббревиатуры мужского рода.
ДГУ, МХАТ, МГУ, ДГМА, ООН, МИД, НАТО, РОЭ (СОЭ), КНР, ЛДПР, КПРФ, ДГПУ, ДГТУ, НИИ, ЭВМ.
Задание 5. Какие словосочетания построены неправильно и почему?
Толстая мозоль, билет с плацкартом, белый георгин, тонкая вольера, белая манжета, красивый зал, золотая канделябра, вылечить катаракт, старая банкнота, ленточная глиста.
Задание 6. Определите род следующих существительных и просклоняйте их.
Диван–кровать, вагон–лавка, кафе–ресторан, кафе–бар, кафе–столовая, кресло–кровать, вагон–редакция, театр–студия, кафе–дансинг, плащ–палатка, ясли–сад, кресло–качалка.
Задание 7.  От данных слов образуйте формы и.п. мн.ч. Составьте с ними словосочетания.
Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инженер, катер,  лектор, трактор,  торт, шофер.
Задание 8. Образуйте формы и.п. мн.ч. от следующих слов–омонимов.
Пропуск (занятий) – пропуск (на работу); образ (в романе) – образ (в церкви); орден (награда) – орден (организация, община); учитель (наставник) – учитель (преподаватель); лист (на дереве) – лист (в книге).
Задание 9. От приведенных ниже слов образуйте формы род.п. мн.ч.
Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, ба­рышни, басни, башни, бланки, гектары, граммы, грузины, иглы, карты, оладьи, осетины, по­гоны, полотенца, помидоры, сапоги.
Задание 10. Распределите существительные в три столбика.
Образец
Употребляются только в единственном числе
Употребляются только во множественном числе
Употребляются в обоих числах
баранина
грабли
слово – слова
Беднота, мозг, белье, побои, каникулы, щи, недра, дичь, отруби, мошкара, молоко, вилы, масло, лед, гусли, мед, тоска, белкú, спирты, чернила, румяна, консервы, именины, песни, сталь, чистота, жмурки, соседи, плечи.
Задание 11. От данных существительных образуйте прилагательные.
Дельфин, соболь, крокодил, фазан, черепаха, лебедь, рыба, птица.
Задание 12. Подберите к образованным прилагательным из предыдущего задания существительные из следующего списка:
Хвост, язык, двор, запах, пасть, суп, пух, промысел.
Задание 13.  Найдите правильный вариант.
Казак – казакский, казачий; лазурь – лазоревый, лазуревый; лоток – лотошный, лоточный; гречиха – гречичный, гречишный; черепица – черепичный, черепичий.
Задание 14. Поставьте глаголы в форме 1-го лица единственного числа.
Смутить, очутиться, завариться, преградить, победить, дерзить, изорваться, ехать, уступить, выучиться, поджариться, дождить.
Задание 15. Какое слово лишнее?
Тюль, бюллетень, мозоль, рояль; магистраль, вестибюль, лазурь, бандероль; озимь, цитадель, фланель, панцирь; ножницы, башмаки, щипцы, дрожки; брюки, хлопоты, дверцы, вилы; дебри, прения, игры, шахматы.
Задание 16. Составьте словосочетания, используя данные ниже слова и схемы.
Характерный + предлог + местоимение; благодаря + местоимение + старания; скучать + предлог + дом; гарантия + предлог + существительное; отзыв + предлог + книга; согласно + существительное.
Задание 17. Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами.
Претензия, благодарность, виза, доку­мент, заявка, соглашение, приказ, отчет, письмо, повест­ка, порицание, постановление, предложение, протокол, расписка, рекомендация.
Задание 18. Составьте словосочетания с данными словами, обращая внимание на особенности их управления.
Беспокоиться (о ком-нибудь); тревожиться (за кого-нибудь); удивляться (чему-нибудь); отчитаться (в чем-нибудь); проявлять внимание (к чему); удивляться (чему).
Задание 19. Правильно ли согласовано сказуемое с подлежащим в следующих предложениях?
Менее 50 студентов занимаются в кружках. Около 20 первокурсников опоздало на первую пару. В выходные дни куратор со студентами отдыхали в Терменлике. Новый директор Т. Исмаилова опоздала на работу. Наша маленькая плакса сидела у окна. Сотня солдат входит в поселок. Много студентов оканчивает социальный факультет.
Задание 20. Исправьте ошибки в следующих предложениях.
Стая птиц пролетели на юг. Тысяча книг расставлены на полках в библиотеке ДГУ. Много студентов окончили социальный факультет. Студентка оплатила за проезд. Ты не различаешь друзей от врагов. Уверенность в победу не давала покоя спортсмену. Молодая режиссер И. Магомедова работает в Русском театре им. М. Горького.
Задание 21. Употребите данные названия с предлогами в и на в винительном и предложном падежах.
Кавказ, Украина, Дагестан, Крым, Сибирь, Сахалин, Беларусь, Камчатка, Кубань, Терек, Сулак, Москва, Красная площадь, Алтай, Азербайджан, Грузия, Армения.
Задание 22. Придумайте предложения, используя подчинительные союзы, причастные и деепричастные обороты.
Задание 23. Тестирование [74, с. 22-33].



Комментариев нет:

Отправить комментарий